Море... Это ты, море? Мо-о-ре, какое ты синее!.. Какое живое, дышащее, бегущее...
Ты всегда движешься, Море, даже на застывшей картине, даже на обычной фотографии. Смотрите – вот оно, Море, катит свои волны навстречу...
Поезд бежал, неторопливо преодолевая километры по бескрайним, казалось, степным просторам. Слева и справа мелькали седоватые ковыли, поля дымно-жёлтой пшеницы, сохнущей на зное кукурузы и свесивших тяжёлые головы подсолнухов.
Внезапно и как-то неуловимо ровный пейзаж изменился, когда из-за поворота возникли горы. Горы... ещё одно чудо природы... Одни вершины были зелёными, другие обнажались скальной породой, но все они высились так, будто по-другому и быть не может. Растительность стала гуще, и хотелось отодвинуть ладонью деревья и кусты на переднем плане, чтобы разглядеть горный рельеф.
Иногда среди зелени показывался какой-нибудь домик. А ведь там живут люди, в этом удивительном ландшафте, в местности, окружённой горами... Что там разглядишь, из окна мчащегося состава? Может, это и не домик там, а целая горная деревушка, будто из сказки...
Здание вокзала на станции, куда прибыл поезд, ослепительно белое, как и майки загорелых водителей микроавтобусов, зазывающих пассажиров на разные голоса, но с одним и тем же южным акцентом. Первая фраза, которую я слышу сразу за перроном:
– Дэвачки, Кабардиночка!
Кроме Кабардинки приглашают в Геленджик, Дивноморское и другие курортные места. Водители так и сыпят шутками-прибаутками, обещая самую лучшую доставку к месту назначения транспортом, на который «вы ещё успеваете, прямо сейчас отправляемся!».
– Спасибо, нас встречают.
– Плохо вас встречают, дэвачки… Может, с нами? Нет? Ну, жаль, жаль…
Если повернуть голову направо, то дорога упирается в горы. Кажется, город отгорожен серыми вершинами, но если приглядеться, то асфальтовое полотно бежит дальше, куда-то вверх, вниз и теряется, и прячется в неведомой дали...
Наконец, подъезжает пыльное, прожаренное солнцем, душное такси. Хотя нет… Когда стартуем с места в карьер, во все окна свищет такой ветер, что голова сразу основательно проветривается… Я вижу синюю полоску:
– Море? Это что, Море?..– и не могу поверить глазам. Справа город, слева за низенькими домиками – Море.
Мы петляем по каким-то улочкам, то мчимся, то резко тормозим. Водители нещадно бибикают и кричат друг другу, высунувшись из окон авто беззлобные ругательства. Кажется, здесь свой порядок вождения…
Новый дом, сверкающий пол в подъезде и умное освещение, включающееся при появлении человека. Но это всё не так важно. Или совсем не важно. Ведь через огромные окна я вижу снова синюю полосу, только теперь гораздо ближе. И уже понятно – вот оно, сверкающее под солнцем Море!
Вы знаете, как печёт южное солнце? Когда оно в зените, всё живое норовит укрыться в тень. Даже в тени нестерпимо жарко, а уж на солнечной стороне… Нет, это просто невыносимо…
Ближе к вечеру мы выходим из дому. Море близко, но как до него добраться… Кругом стройки и заборы. Мы долго кружим и, наконец, находим дорогу!
– Море, какое ты синее!.. Какое ты невозможно синее…
На пляже народ, многие уже собираются уходить, поднимаясь с белых пластиковых лежаков. А я просто стою и не могу оторвать глаз от Моря. Оно такое огромное.
Слева очерчено далёкими седыми в облаках горами, правее – линией пирса. А на горизонте – небо. Нет, оно не сливается с Морем. Оно белое прямо над водой и только выше голубеет. Небо ровное, гладкое, как шёлк. А Море синее в барашках, в ряби. Тёмное, глубокое. Море несёт свои воды сюда, к галечному пляжу. И я иду навстречу.
Ноги проваливаются в гальку, вязнут в мокрых камешках. С непривычки ступням больно, но вот оно, Море, совсем рядом, оно бежит к моим ногам, а я спешу к нему.
Нет, оно не бежит, оно подходит осторожно, не торопясь. И я тоже. Как это – войти в Море? Оно такое большое и синее… Сквозь поверхность видно каждый камешек – такая прозрачная вода, невероятно!
Вечер. Волна плещется потихоньку, а я иду в Море. Погружаюсь постепенно, вода охватывает меня всю, качает, я раскидываю руки:
– Здравствуй, Море! Какое ты…
Солнце садится за горизонт, а на синем небе высоко-высоко уже виден тонкий белый месяц. Небо постепенно тускнеет, вдали загорается розовой полосой, а Море темнеет, будто сдвигает брови, становится тёмно-синим, а потом серовато-белым. Далеко-далеко, на горизонте зажигаются огоньки – там стоят корабли на рейде, это так красиво…
На Море надо приходить рано-рано, пока ещё никого нет. Пока солнце не начинает палить нестерпимо. Вода очень чистая, а над линией горизонта клубятся облака. На юге облака висят как-то низко… Может, небо там ближе, в тех краях?
Вдали лодка качается на волнах, а горы кажутся снежными, укрытые перинами облаков. Наверное, они ещё спят…
Прямо от горы тянется сверкающая полоса – солнечные лучи прыгают по барашкам волн, дрожат, мигают, будто маячки – солнце уже улыбается. Кажется, оно просыпается и потягивается, и хочет заглянуть в воду, как в зеркало, чтобы поправить растрепавшуюся за ночь причёску.
Сегодня ветер и волны. Море пенится у кромки берега, накатывает и тут же отступает. Море будто сердится или хочет поиграть, толкается… Как же здорово плыть навстречу волне! Она подныривает под тебя. Правда, может и накрыть, заливая лицо и уши. Главное, не нахлебаться. Ох, я уже отфыркиваюсь и мотаю головой из стороны в сторону. Зачем же так-то...
А когда я выхожу, Море будто не хочет отпускать, хватает за щиколотки, лижется, брызжется, смеётся. Я опускаю ладонь и тормошу волну – хватит, я скоро!
Вечером мы едем в порт. Гуляем по длинной набережной, рассматривая памятники и редкие деревья. Даже тень от фонарного столба – настоящее спасение. На белых перилах стаи голубей, а на гальке горделиво восседают чайки, они будто застыли, кажется, даже не шевелятся...Неужели им не жарко под палящим солнцем?..
Мы почти сливаемся с толпой туристов. Многие мчатся на велосипедах, самокатах, рикшах. По трансляции приглашают на морскую прогулку. Но нам хочется погулять, смотреть на корабли, искупаться, да и скоро совсем стемнеет…
Причал сверкает тысячами огней. Удивительно – темно, как ночью, но это не ночь, жизнь вокруг бурлит. Когда мы спускаемся к пляжу, уже почти ничего не видно. Здесь крупные камни, круглые, гладкие, продолговатые, а у самой воды поменьше и вперемешку с песком.
Вот оно, Чёрное море! Оно, действительно, чёрное. В тёмном небе – месяц, он уже потолще – половинка луны, а чуть в стороне – Полярная звезда. От месяца бежит по чёрной воде лунная дорожка, ещё более яркая, чем солнечные блики утром, – море дрожит, искрится холодным светом.
Я подхожу к воде, сзади меня окликают, видимо, пытаясь остановить. Я приседаю, и босоножки тонут в песке. Я шепчу одними губами:
– Море…здравствуй!
Море тоже бежит навстречу. За мгновение оно было тихим, только чуть шелестела вода. И вдруг волна подкатывает к моей ладони. Я погружаю руку, и вода струится, будто ласкается. Она тёплая, а чуть глубже – прохладная. Распрямляю пальцы, и волна гладит и щекочет ладонь.
– Море, какое ты чёрное, какое красивое!
Мы разговариваем, я ловлю его дыхание, я чувствую солёный ветер, я дышу этим воздухом… Когда мы идём по набережной, ветер усиливается, я будто птица – ещё чуть-чуть, и взлечу… Ветер, долетевший с моря, треплет майку и волосы, берёт за руку, вьётся вокруг. Люблю ветер!
В тот день, когда мы уезжаем, я долго-долго плескаюсь в Море, я чувствую, что оно не отпускает, оно тянет за локти обратно, хватает за ступни, и я снова и снова иду в воду. Я плыву и шепчу:
– Море, какое ты синее, какое ты красивое! Я пою о тебе песнь, ты само – стихия, движение, ты – песня, ты – жизнь, ты – и небо, и воздух, ты – красота… Люблю тебя, Море!..
Подписывайтесь на мой канал. Оставляйте лайки и комментарии!