Памятник самолёту Ту-104 давно стал визитной карточкой аэропорта "Внуково". В разное время эту роль выполняли два разных борта и сегодня речь пойдёт о борте СССР-42507, установленном на развязке Киевского шоссе в 2006 году.
За 19 лет своей лётной жизни этот самолёт успел и повозить советское правительство и полетать в зарубежные страны, а на внутренних линиях летал по всему СССР: от Одессы до Дальнего Востока.
Ту-104Б с номером СССР-42507 был выпущен на Казанском авиазаводе в 1960 году, став предпоследним выпущенным лайнером в этой модификации и одним из последних выпущенных Ту-104 в принципе. Был оснащён стандартным для Ту-104Б салон на 100 мест по схеме 3+2.
Свою лётную жизнь самолёт начал во внуковском авиаотряде, откуда в 1962 году был передан в 235-й правительственный авиаотряд (предшественник нынешнего СЛО "Россия"). Спустя 2 года самолёт передали в Транспортное управление международных воздушных линий, базировавшееся в аэропорту "Шереметьево". Зарубежные рейсы этот Ту-104 выполнял на протяжении 10 лет, после чего в 1974 году оказался в Хабаровском авиаотряде. На Дальнем Востоке самолёт пролетал ещё 5 лет и в феврале 1979 года его передали в Одессу.
Это был закат эры Ту-104 - в 1979 году были списаны последние самолёты этого типа, летавшие в "Аэрофлоте". Не минула сия участь и борт 42507: его списали 16 ноября, за 4 дня до последнего пассажирского рейса Ту-104.
В 1980 году борт перегнали в Москву и установили на территории Внуковского авиаремонтного завода. И последующие четверть века Ту-104 простоял на задворках ВАРЗа. Неизвестно как бы дальше сложилась его судьба (не исключено, что его бы ждала участь стоявшего по соседству Ту-114 СССР-76470), но всё решил случай.
В сентябре 2004 года во Внуково демонтировали самолёт-памятник Ту-104 СССР-42450. Этот борт установили напротив старого терминала ещё в 1976 году, присвоив ему ложную регистрацию СССР-Л5412 (такой номер носил Ту-104, совершивший первый регулярный рейс). Самолёт сняли с постамента уверяя, что после реставрации его установят неподалёку.
Но реставрация по какой-то причине не задалась и в 2005 году борт попросту порезали. Вместо него в качестве памятника решили использовать тот самый СССР-42507. Самолёту нанесли некое подобие ретро-ливреи "Аэрофлота", не став, впрочем восстанавливать само название перевозчика и советский флаг на киле. Вместо них на фюзеляже появилась надпись "Внуково", а на киле - логотип аэропорта.
Кроме того, самолёту присвоили ту самую регистрацию СССР-Л5412, доставшуюся ему от уничтоженного предшественника. Это позволило пресс-службе "Внуково" заявить, что реставрация всё же состоялась и в аэропорт вернулся тот самый Ту-104, прежде стоявший у терминала.
В апреле 2006 года Ту-104 занял своё место на постаменте у съезда с Киевского шоссе в сторону аэропорта "Внуково". Его можно увидеть и с воздуха - если при посадке на полосу 24 сидеть по левому борту.
Материалы по теме:
Последнее пристанище советских самолётов в "Шереметьево"
Под забором во "Внуково": Ил-96 и ни одного Airbus
Судьба самолёта: печальная история Ил-18 СССР-75767
Из России в Азию: что ждёт Ту-204 Red Wings?
Судьба самолёта: история Ту-144, летавшего для NASA
Самолёт в торговом центре: история Ту-154 RA-85848
Под забором в "Шереметьево": засилье "Аэрофлота" и внезапный L-410
Аэропорт МинВод: заброшенная метеостанция и старые "Туполевы"
Под забором в Адлере: два ухода на второй круг и пара Boeing 747
Судьба самолёта: история борта RA-65694
Судьба самолёта: история шереметьевского Ил-62