Найти в Дзене

Охотник за аэростатами: история М-17 CCCP-17103

В годы Холодной войны американские дрейфующие аэростаты стали настоящей головной болью для советских ВВС и ПВО. Поднимаясь в воздух с территории европейских стран, аэростаты пересекали СССР с запада на восток благодаря струйным течениям. Но уничтожать аэростаты с помощью ракет наземных ЗРК было сродни пальбе из пушки по воробьям - дорого и не всегда эффективно. Истребители-перехватчики не могли достать противника, летящего на высоте в 40 километров, да и низкая скорость полёта аэростатов сильно усложняла дело. Всё это привело к тому, что в СССР задумались над созданием специализированного перехватчика для уничтожения аэростатов. Требования к самолёту выдвигались необычные: он должен был летать на высотах больше 20 километров с минимально возможной скоростью и нести на себе пушечное вооружение. Работы по созданию перехватчика поручили экспериментальному машиностроительному заводу имени Мясищева. Новый самолёт получил двухбалочную схему с прямым крылом длиной в 40 метров. В качестве с

В годы Холодной войны американские дрейфующие аэростаты стали настоящей головной болью для советских ВВС и ПВО. Поднимаясь в воздух с территории европейских стран, аэростаты пересекали СССР с запада на восток благодаря струйным течениям.

Но уничтожать аэростаты с помощью ракет наземных ЗРК было сродни пальбе из пушки по воробьям - дорого и не всегда эффективно. Истребители-перехватчики не могли достать противника, летящего на высоте в 40 километров, да и низкая скорость полёта аэростатов сильно усложняла дело. Всё это привело к тому, что в СССР задумались над созданием специализированного перехватчика для уничтожения аэростатов. Требования к самолёту выдвигались необычные: он должен был летать на высотах больше 20 километров с минимально возможной скоростью и нести на себе пушечное вооружение. Работы по созданию перехватчика поручили экспериментальному машиностроительному заводу имени Мясищева.

Новый самолёт получил двухбалочную схему с прямым крылом длиной в 40 метров. В качестве силовой установки использовалась упрощённая версия двигателя РД-36-51, устанавливавшегося на Ту-144Д. У двигателя отсутствовало регулируемое сопло, зато имелась подача кислорода в камеру сгорания.

Для вооружения самолёта была выбрана 23-мм спаренная пушка, снаряжённая специальными снарядами с контактным взрывателем. Чтобы избежать чрезмерной разбалансировки самолёта во время стрельбы, пушку расположили над двигателем.

Первый лётный прототип перехватчика аэростатов, получившего обозначение М-17, был выпущен в 1978 году. Судьба его была трагичной: самолёт разбился в самом начале испытаний. В декабре 1978 года во время скоростной рулёжки лётчик Чернобровкин незапланированно поднял в воздух самолёт с номером 17100. Почти сразу после отрыва М-17 зацепил землю и разбился, лётчик погиб на месте.

Вторым лётным прототипом стал борт CCCP-17103, выпущенный в 1982 году на Экспериментальном машиностроительном заводе имени В. М. Мясищева. 26 мая 1982 года на аэродроме "Раменское" этот самолёт совершил первый в истории испытаний М-17 успешный полёт.

-2

По программе госиспытаний М-17 CCCP-17103 летал вплоть до середины, но к этому времени необходимость в специализированном перехватчике отпала: американцы закрыли программу АДА. Тогда самолёт было решено использовать в мирных целях: его привлекли к исследованию озонового слоя. В научных полётах борт 17103 уже не участвовал, для этих целей привлекли последний построенный М-17 с номером СССР-17401.

Что касается борта CCCP-17103, то к концу 80-х он выработал свой ресурс и не мог продолжать полёты. Чтобы сохранить самолёт его решили передать в Монино и 25 января 1990 года М-17 отправился в свой последний полёт. Лётчик-испытатель Николай Генералов перегнал самолёт из Жуковского в Монино, где он пополнил экспозицию центрального музея ВВС.

-3

В 2012 году началась реставрация М-17 силами волонтёров. Самолёт отмыли и покрасили, привели в порядок кабину и отдельные части конструкции самолёта.

Изначально борт 17103 не нёс на себе вооружения, но когда самолёт начали восстанавливать, пушку всё же решили установить. Оригинальное орудие, по понятным причинам, раздобыть не удалось. Зато удалось заполучить чертежи, по которым в КБ Сухого изготовили стальной макет пушки. Осенью 2014 года макет пушки установили на самолёт. В таком виде М-17 сейчас встречает посетителей авиамузея в Монино.

-4

***

Больше материалов про авиацию можно увидеть в моём канале, а мои фотографии 📷 (на авиационную тематику и не только) можно увидеть в моём Instagram.

Материалы по теме:

Русская "Валькирия": история бомбардировщика за миллиард советских рублей

52 года на дне моря: история B-24 Hadley's Harem

Судьба самолёта: история Ту-154 RA-85457

Взлёт "Руслана", отдыхающий Ил-76 и редкий Boeing 737: аэропорт Минеральные Воды

Судьба самолёта: история Ту-144, летавшего для NASA

Последнее пристанище советских самолётов в "Шереметьево"

Судьба самолёта: история Ан-22 СССР-09334

Под забором во "Внуково": Ил-96 и ни одного Airbus

Хобби
3,2 млн интересуются