Найти тему
Гильбо ФК

Всемирный банк должен быть упразднен

Эпоха 90-х годов прошлого века, называемая ныне эпохой наступления глобалистов, на самом деле была эпохой роста бесконтрольного и безответственного засилья международной бюрократии. Деятельность чиновников международных организаций в течение этого периода утратила всякую связь с национальными интересами стран-учредителей этих организаций и стала руководствоваться самодовлеющими интересами.
Интересы международной бюрократии можно подразделить на два класса. Первый из них носит характер скорее идеалистический и связан с определенными идеологическими и мистическими концепциями.
Легальная, цивильная и псевдорациональная сторона этих концепций нашла наиболее яркое отражения в работах Жака Аттали, посвященных так называемой мондиалистской модели мироустройства. Легальная мондиалистская идеология стремится найти обоснование иррациональным и нереальным идеям нивеллирования культурных различий и обеднения культурного генофонда человечества в неких реальных экономических интересах, которые якобы невозможно реализовать иным путем.
К примеру, постулируется, что единая мировая валюта и открытые рынки, единые правила игры для них крайне полезны для развития бизнеса, способны резко ускорить экономический рост в мировом масштабе, поднять прибыли экономических агентов. Это несомненно верно в глобальном плане, но упускается из виду такой аспект ситуации, как усиление неравномерности развития, углубление пропасти между лидерами рынка и аутсайдерами при таких правилах игры. В результате аутсайдеры проигрывают намного больше, нежели при альтернативных правилах игры, которые замедляют экономический рост в мире в целом, но ускоряют его в этих именно странах.
Явное нежелание идеологов мондиализма дополнить программу снятия барьеров роста (выигрыш от которого целиком достается странам-лидерам) программой компенсации странам догоняющего развития тех жертв, которые приносятся ими на алтарь мирового преуспевания, стало не только тормозом глобализации, но и причиной жесткого противостояния ответственных сил гражданского общества во всем мире этой программе.
Но даже и при наличии таких компенсаций остается спорным утверждение, что вслед за торгово-экономической глобализацией неизбежно должно следовать нивеллирование культурных и производных от них социально-политических различий во всех странах, причем за образец должны быть приняты порядки нынешних стран-лидеров мировой экономики. Культурное многообразие является залогом выживания цивилизации в целом, ее способности адаптироваться к любым изменениям природных условий на планете и в космосе. Совершенно не очевидно, что именно те культурные особенности, которые в нынешних условиях обеспечивают высокую адаптивность и эффективность нынешних лидеров мировой экономики, будут обеспечивать их всегда. Существует множество социологических теорий, которые утверждают, что даже и при нынешних внешних условиях на разных этапах общественного прогресса на первый план могут выдвинуться конкурентные преимущества совсем иных культур, нежели нынешняя западная.
Глобалисты отрицают эту концепцию, давно считающуюся бесспорной в рамках собственно гуманитарных наук. Они упорно пытаются связать свою иррациональную идею нивелировки всех культурных различий с интересами западного капитала, внушая его держателям, будто только такая нивелировка обеспечит открытость рынков и единство правил игры на них, якобы неизбежно необходимое для успеха их бизнеса.
Но за этим псевдорациональным планом идеологии современного глобализма скрывается еще и план мистический, порожденный широко распространившимися в рядах западноевропейской элиты шизофреническими идеями. Эти идеи восходят к мифологии раннего христианства, существенно препарируя ее и выставляя на первый план цикл легенд, связанных с женитьбой Иисуса в Кане, появлением у него потомства, то есть сосуда, в котором кровь христова остается вовек нетленной. Это потомство получило в мистике название sangraal, которое для посвященных расшифровывается как sang raal (царская кровь, кровь царя иудейского), а для непосвященных - как san graal (Святой Грааль).
В течение достаточно долгого времени целый ряд европейских родов ведут свою легендарную родословную от Иисуса. В частности, на божественное происхождение стали претендовать Габсбурги после породнения с лотарингской династией, восходящей по легенде к первому крестоносному иерусалимскому королю Годфруа, внуку Лоэнгрина и прямому потомку династии первых франкских королей Меровингов, якобы прямо происходящих от потомков Иисуса Христа, вывезенных Иосифом Аримафейским в город Марсалу (нынешний Марсель) вместе с их матерью Марией, дочерью этого самого Иосифа.
Весь этот бред довольно долго оказывал влияние на европейскую политику. Еще в 16 веке он стал закрытой идеологией вождей одной из сторон в кровопролитной гражданской войне во Франции, целью которой было возведение на французский престол этой самой Лотарингской династии с последующим превращением французского королевства в инструмент создания всемирного царства под рукой этих самых мнимых потомков Иисуса. В XIX веке вся система тайных орденов и лож, основанная на этой идеологии, была задействована для создания единой европейской монархии под рукой Габсбургов. После провала и этой попытки вся эта шобла так и не успокоилась, и во второй половине XX века начала процесс создания европейской империи уже под видом объединения демократий с последующей ее трансформацией в XXI веке в некую либеральную монархию под рукой тех же Габсбургов или Сен-Клеров. на всякий случай внука последнего австрийского императора провели в европарламент в качестве депутата и ведут тайные переговоры о пристраивании его, пока европейская империя еще не готова, на венгерский престол. Впрочем, мне думается, что и эти попытки международных шизофреников ожидает такой же провал, как и все предыдущие.
Во второй половине прошлого века идеи международных шизофреников уже перестали ограничиваться Европой, получив широкую опору в США. Многочисленные представители американской элиты, кто из своих частных интересов, а кто и из идеалистических соображений, оказали широкую поддержку этой идеологии. Она долгое время оставалась теневой религией всяческих трилатералей, и именно на присвоении себе функции ее жрецов сделали свою международную карьеру господа типа Жака Аттали.
Разумеется, и президент Всемирного Банка господин Вульфенсон и отставной шеф МВФ господин Камдессю не чурались гонять всю эту шизу ради своей карьеры. А сделав на этом карьеру, они неизбежно оказались вынуждены использовать свое положение в международных организациях для проведения идеологизированной политики, якобы стремящейся реализовать идею мировой либеральной империи с самозванным христовым потомством во главе. И разумеется, в их официальных речах и действиях обоснованием всей этой политики стала идеология легального глобализма - внешняя псевдорациональная оболочка всего этого круга идей.
Но если говорить о международной бюрократии, как о самодовлеющей институции, имеющей собственные интересы, то было бы наивно свести ее интересы к проведению этой идеологии. Разумеется все международные чиновники официально готовы присягнуть любому глобализму и неофициально - любым самозванным Меровингам, но их реальный интерес находится в иной плоскости. Эта плоскость имеет название коррупция.
Коррумпированные чиновники очень хорошо себя чувствуют в идеологизированных организациях. Если в прагматических учреждениях существуют вполне определенные критерии деятельности и очень сложно оправдать отклонение от них, невыполнение требуемых показателей и т.п., то в идеологизированной системе всегда любые странные действия можно легко оправдать идеологическими соображениями - благо критерии здесь расплывчаты, а идеологические аргументы легко поворачивать в обоснование любой несусветицы. Мы все помним, например, как идеологизация практически парализовала в 80-е борьбу с коррупцией в КГБ и ГРУ в связи с поставками оружия и иными высокодоходными операциями. Естественные вопросы о странных скидках и странных условиях платежей парировались идеологической аргументацией, а в результате СССР понес многомиллиардные убытки.
В силу этого коррумпированое чиновничество заинтересовано в идеологизации деятельности организации и способствует углублению этой идеологизации, создавая все новые неформальные тусовки и присягая любой шизофренической идеологии - лишь бы она покрывала воровство.
В 90-е годы все эти тенденции в полной мере проявились в деятельности МВФ и Всемирного банка. Результаты их деятельности впечатляют.
"За последние 10 лет Международный Валютный Фонд и Всемирный Банк оказали финансовую помощь 36 развивающимся странам, в ответ обязав их к выполнению определенных требований по реформированию экономики. Однако, в среднестатистической стране из этой группы рост дохода на душу населения в течение последних двух десятилетий остался равен нулю." (Financial Times, 28.08.01). Таковы итоги оперирования огромными финансовыми ресурсами на протяжении десятилетия.
"
Что бы предприняли в подобных условиях в обычном банке? - спрашивает Financial Times. И справедливо отвечает: - Правильно, сменили бы управляющего. Однако, законы рынка не писаны для Всемирного Банка, чей президент Джеймс В. Вульфенсон недавно был переизбран на второй срок правления, который завершится только в 2005 году."
Такова цена идеологизации. Провальные результаты совершенно не влияют на оценку компетентности международного чиновника. Главное - его приверженность на словах всему спектру нужных идеологем.
Принятие решений банком давно утратило даже видимость нормальной финансовой процедуры. В него стали открыто вмешиваться неправительственные международные организации известного толка. По сути идеологизация деятельности перестала даже в минимальной степени камуфлироваться.
На этом-то фоне и расцвела пышно коррупция и в ВБ и в МВФ. Чиновники этих организаций стали лоббировать интересы частных группировок в тех или иных странах, навязывать их национальным парламентам и правительствам в качестве требований самих международных организаций.
Разумеется, за это хорошо платили. Разумеется, эта дубинка использовалась не просто для воровства, а для воровства крупного, наглого, наносящего существенный ущерб не только государствам-жертвам, но и нациям в целом. По сути, международные чиновники стали получать свою комиссию за крышевание процесса ограбления десятков стран повязанными с ними мафиозными кланами.
Мы прекрасно помним роль руководителей МВФ, ВБ и ЕБРР в процессе продвижения проекта мафиозной приватизации в России. Разумеется идея осуществить вместо приватизации и под видом приватизации захват общенациональной собственности узким кругом связанных друг с другом лиц не могла найти поддержки ни в мировом сообществе, ни в национальном парламенте. Для реализации этой программы следовало уничтожить легитимную власть, установить полуфашистский режим с ручными представительными органами и произволом силовых структур, допустить неизбежную люмпенизацию большинства населения. То, что Камдессю и Аттали взялись навязывать такую программу тогдашней российской администрации, нельзя объяснить иначе, как абсолютной безответственностью коррупционеров.
Утраченные Россией возможности, похороненные надежды старшего поколения россиян и загубленная жизнь молодого поколения этой страны не являются исключением. В той или иной степени влияние коррумпированного международного чиновничества на судьбу десятков стран в 90-е годы повторяло эту схему. Проводя интересы то мафиозных кланов, то международных финансовых спекулянтов, эти господа загубили процветавшие еще в начале 90-х экономики стран ЮВА (кроме Малайзии, где правительство отвергло притязания МВФ и ВБ и прервало отношения с ними еще в начале 90-х). Рикошетом это ударило и по Японии, надолго остановив ее чудесный рост. В Восточной Европе мы видим разительную разницу между успехами тех стран, которые ориентировались в своей экономической политике на сотрудничество с Германией (Чехия, Словения), и провалом тех стран, которые ориентировались на требования МВФ, ВБ и ЕБРР (Румыния, Болгария).
В значительной степени способствовала всей этой вакханалии прикрытой фиговым листком идеологий коррупции и политика администрации Клинтона, превратившего внешнюю политику своей страны в инструмент проведения интересов коррумпированного международного чиновничества. Отсутствие должного прагматизма, неоправданная идеологизация деятельности администрации по сути привела к забвению во множестве случаев национальных интересов самих США (не говоря уж о прочих странах) и поставило внешнюю политику администрации на службу самодовлеющим интересам международной бюрократии.
Результат такой политики оказался достаточно плачевен для США. Доверие и уважение к этой стране во всем мире, столь характерное для начала 90-х, сменилось волной жесткого антиамериканизма, когда именно США признают (и нельзя сказать, чтобы несправедливо) ответственными за нанесенный этим странам алчными международными бюрократами ущерб. Сегодня в России уже не вспоминают тот уровень доверия к США и уважения к ним, ориентации общества на сотрудничество, которые имели место во времена правления Буша-старшего. Зато та ненависть к США, которую породила эта политика Клинтона, живет сегодня в сердце каждого россиянина.
Первыми опомнились европейцы и сменили руководство ЕБРР на более прагматичное. Жака Аттали обвинили именно в том, в чем он и был виновен - в коррупции. Правда, обвинения были донельзя мягкие - никто не хотел, чтобы всплыла правда о теневой деятельности сего господина на идеологическом фронте. Камдессю удержался дольше, опираясь на идейную близость и общие финансовые интересы с заправилами клинтоновской администрации. Правда, предвидя приход новой администрации в Белый дом, он предпочел добровольно и досрочно оставить свой пост - в надежде, что никто не будет заинтересован в этом случае вдогонку бередить прошлое. опять же - дабы не всплыла информация о теневом аспекте деятельности сего господина.
Желание правительств поставить под свой контроль ЕБРР и МВФ весьма похвально и дает надежды на спад коррупции и мистицизма. Можно даже надеяться, что деятельность этих организаций в новом веке может приобрести более вменяемый характер.
Особенно это касается ЕБРР. С МВФ, конечно, сложнее. Надежды на что-то конструктивное могут появиться только в случае, если коренным образом будет изменено положение международной бюрократии в этой организации, если чиновники будут более зависимы от назначающих их правительств, будут ответственно представлять их интересы, иметь минимум возможностей для произвола.
Думаю, здесь имеет смысл обратиться к устройству ООН и взять его за образец при реформировании МВФ. Никто, конечно, не станет утверждать, что в ООН вообще нет коррупции, но в 90-е годы уровень коррупции в ООН был на два порядка меньше той, что стала характерна для МВФ, ВБ и ЕБРР. Это связано как раз с тем положением чиновников, которое заложено в уставе и организационных процедурах этой организации - там не так много возможностей для коррупции.
Так или иначе, реформа МВФ назрела и в ближайшее время будет поставлена на повестку дня. Иное дело - Всемирный Банк. Судя по повторному переизбранию Вульфенсона, по заявлениям его чиновников и их действиям в последнее время становится ясно, что эта организация уже нереформируема и никогда не сможет стать конструктивным инструментом международной политики. Простое устранение всего руководящего состава и замена его новыми людьми мало что дадут в силу огромной инерции запущенных процессов. Единственное, что адст такая процедура - возможность вытащить на свет божий реальную информацию о собственно финансовой деятельности ВБ, чтобы всем, наконец, стало ясно, что этот банк является полным банкротом, что огромная масса выданных кредитов просто невозвратна, так как обусловлена тайными оговорками псевдоидеологического характера.
Так или иначе - в результате политического решения или вследствие неизбежности признания его банкротом, Всемирный Банк должен быть ликвидирован. Упразднение этой институции является сегодня необходимым условием оздоровления экономической ситуации в мире, нормализации международных отношений в целом, прекращения практики вмешательства во внутренние дела стран догоняющего развития в интересах узкокорпоративных групп и в ущерб их национальным интересам.

4 сент, 2001