Обратимся к первому пункту федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования:
«Осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога».
Значимость изучения литературы для собственного развития, по моему мнению, сложнее всего объяснить и детям, и их родителям: с одной стороны, все мы воспитывались в парадигме, где человек, который не читает, – безграмотный и не может полноценно существовать в обществе; с другой стороны, мой и, уверена, ваш опыт показывает, насколько это не соотносится с действительностью и как много людей с живым умом и развитым интеллектом, которые, возможно, и пяти книг за жизнь не прочитали.
Любой вид искусства лишь частично влияет на формирование личности, но искусство расширяет границы познания мира: живя в 21 веке, мы можем окунуться в атмосферу 18 века, например, (для чего это может быть нужно, напишу в отдельной статье), находясь в Москве, мы с легкостью переносимся на улицы Парижа, описанные на страницах Гюго, и зримо представляем их – художественное слово вне времени и пространства.
Важная черта искусства – диалогичность. В художественном произведении воплощен лишь уникальный опыт (художественный или жизненный) писателя, отражающий определенные аспекты и закономерности индивидуально-духовного, социального или общечеловеческого развития сквозь призму восприятия и интерпретации автора, мы же можем (а часто должны) спорить с ним, слушать и читать мысли других и стремиться выстроить свое, объективное, мнение.
Литераторы часто принадлежали к профессиям, совсем не связанным с изящной словесностью, и вы с легкостью их назовете: тут и Михаил Васильевич Ломоносов, и Михаил Афанасьевич Булгаков, и Антон Павлович Чехов, и многие-многие другие. К чему это я? Люди как читающие, так и пишущие – это крайне разносторонние личности: они могут быть успешны в совершенно разных сферах деятельности. Если вы не свяжете жизнь с литературой, привычка систематического чтения позволит вам оставаться в эпицентре жизни; и наоборот, – если вы выберете стезю творчества, осведомленность в различных областях научного знания: математике, химии, физике и др. – положительно повлияет на формирование склада ума и развитие видов мышления.