Это один из величайших вопросов, стоящих перед человечеством: рождаемся ли мы с осознанием разницы между добром и злом, или мы учимся этому от родителей и общества?
Философы и психологи веками проповедовали, что дети рождаются «чистыми листами» и что роль родителей и общества состоит в том, чтобы научить их различать хорошее и плохое.
Однако все больше и больше ученых с этим не согласны. По их словам, на самом деле дети рождаются с полной моралью, и, хотя педагоги могут и дальше развивать свою систему убеждений, они не создают ее. Исследовательская группа из Йельского университета рассказала CNN о своих новых экспериментах, которые подтверждают это.
Доктор Карен Винн и ее команда десятилетиями изучают разум и поведение младенцев. Восемь лет назад они начали серию исследований на детях в возрасте до 24 месяцев, чтобы увидеть, насколько хорошо они осознают разницу между хорошим и плохим поведением.
Первый тест в их экспериментах самый простой. Вы показываете ребенку пример хорошего поведения и пример плохого и позволяете ему решать, что ему нравится.
Ученые начинают это упражнение с кукольного представления, в котором серый кот пытается открыть большую пластиковую коробку. Он пытается, но не может полностью поднять крышку. Потом подходит кролик в зеленой футболке и помогает. Затем сценарий повторяется, но на этот раз кролик в оранжевой футболке хлопает крышкой коробки и убегает. Зеленый кролик - добро, а оранжевый - зло.
Затем ребенку показывают двух кроликов из шоу. Член исследовательской группы, который не знает, какой кролик был плохим, а какой хороший, протягивает обе руки ребенку одновременно. Его мать, которая должна присутствовать, закрывает глаза, чтобы никак не повлиять на ребенка. Цвета футболки также часто меняют, чтобы малыши не предпочли цвет.
Какого кролика выбирают дети? Более 80% детей отдают предпочтение хорошему кролику - либо дотрагиваясь до него, либо внимательно глядя на него. У трехмесячных детей процент увеличивается до 87%.
Что это говорит нам? Еще до того, как они научатся ходить или говорить, дети умеют судить о хорошем или плохом поведении других, что не влияет на них напрямую. По словам психолога Пола Блума из Йельского университета, это явный признак того, что они рождены с полным чувством справедливости.