Найти в Дзене
ГУМАНИТАРИЙ

«Автопилотное» мышление: как мы совершаем глупые ошибки

Могли бы Вы полюбить грязную асоциальную личность? Не считайте определения игривым эвфемизмом: личность в буквальном смысле грязная и весьма омерзительная. Итак? Предположим, не смогли бы. А если грязная асоциальная личность украсит жирные волосы любимым бантиком Вашей дочери? Или втиснется в футболку Вашего друга? Все еще нет?

А индюшки – смогли бы. В экстраполированной ситуации, разумеется. 

А в розовой кофточке?
А в розовой кофточке?

Учеными в 1974 году был проведен эксперимент, призванный изучить реакцию птиц на объект в целом и на отдельную его часть. Для эксперимента понадобились: мама-индюшка, птенцы-индюшата, магнитофон, игрушечный хорек и исследователь поведения животных М. У. Фокс. Любовь индюшки к собственным птенцам и враждебные взаимоотношения с живыми хорьками – как базовые вводные. 

Итак, индюшата пищат, индюшка, беззаветно предаваясь лучшему из инстинктов, окружает их вниманием и заботой. Приближается чучело хорька – индюшка реагирует на приближение «агрессора», готовая атаковать для защиты потомства. И тут появляется магнитофон! Если чучело хорька подбирается к пернатому семейству под аккомпанемент прикрепленного мини-магнитофона, откуда доносится тот же писк птенца, индюшка самоотверженно бросается навстречу мимикрировавшему мелкому хищнику, и не с целью нанесения колотых ран глубиною с коготь, а для того, чтобы согреть, почистить, другими словами, вовлечь в круг заботы наряду с остальными представителями подрастающего поколения. То есть одного звука достаточно, чтобы ввести в заблуждение честное животное.  

Размер имеет значение
Размер имеет значение

В мире фауны такие реакции встречаются сплошь и рядом. К примеру, искусственно приделанный непопулярному петуху большой мясистый ярко-красный гребень мгновенно повышает его рейтинг в птичнике. Впрочем, здесь особую роль играет размер – этому мы посвятим отдельную статью на канале. Из более иллюстративных примеров – самец птицы зарянки, который будет атаковать не только другого самца, проникшего на его территорию, но и пучок оранжево-красных нагрудных перьев, отделенных от конкурирующего носителя. Целый конкурент или его перья – для настоящего самца в борьбе за размножение разница отсутствует. 

«Ха-ха! - подумаете Вы. - На то они и животные». 

«Не тут-то было», - ответил бы Вам Роберт Чалдини, профессор психологии с мировой известностью, если бы читал Ваши мысли и Яндекс.Дзен. Подобное автоматическое, «автопилотное» мышление свойственно и человеку. Более того, мы действуем автоматически в подавляющем числе ситуаций, не отдавая себе в этом отчета. 

Гастрокреатив
Гастрокреатив

Так, например, просыпаясь утром, Вы не задаете себе вопрос, стоит ли именно сегодня, именно в сложившейся ситуации чистить зубы. Принимаясь за яичницу, Вы берете в руки вилку, не утруждая сонный мозг креативом на тему сервировки стола (а ведь вдруг это здорово – кромсать яичницу мастерком). Мы во многом действуем шаблонно, в соответствии со сложившимися моделями и даже стереотипами поведения. Разница в сравнении с животными – в том, что их автоматические реакции врожденные, тогда как у людей носят приобретенный характер. К тому же, разумеется, наши реакции более вариативны. 

В чем основные плюсы автоматического мышления?

1. Экономия времени и энергии. 

Каждый раз задумываться над конкретным действием – нецелесообразно и энергозатратно. Автоматические реакции позволяют нам сосредоточиться на более важных вещах. 

2. Опора на опыт.

В большинстве случаев мы опираемся именно на проверенные опытом – своим или чужим – шаблоны поведения, подкрепленные позитивным результатом. Вилкой определенно удобнее, чем мастерком. 

Однако не будем торопиться в незатейливый мир шаблонных реакций, есть и минусы:

1. Стереотипность восприятия.

Подросток с «тоннелями» в ушах вполне может оказаться победителем областной олимпиады по математике. А в жизни бывает полезно экспериментировать. Лишая настоящее осознанности, мы теряем в палитре впечатлений и опыта, который могли бы получить. А еще никогда не совершим ни даже маленького, на 1/64 Нобелевской премии, открытия. 

2. Опасность совершить глупую ошибку

Помните об индюшке и хорьке? Не будь хорек игрушечным, мини-магнитофон мог бы сделать из него маньяка – самого коварного и пресыщенного в мире пернатых. 

Гомо-сапиенс тоже могут совершать ошибки в плену автоматического мышления. И отдельные представители нашей славной популяции: члены семьи, продавцы, друзья и маркетологи – сознательно и неосознанно пользуются этим. 

Мы живём в век маркетинга
Мы живём в век маркетинга

Чалдини написал об этом потрясающую книгу, завоевавшую признание во всем мире. А мы подготовим для Вас серию статей, каждая из которых будет посвящена одному из мощных механизмов влияния на наше сложное, но доверчивое сознание. Обещаем много жизненных примеров, дадим действенные советы! 

Подпишитесь – и получите комбо из пользы и удовольствия! 

Великолепного дня!