Здравствуйте!
Нынешний август оказался весьма и весьма жарким в политическом смысле. Конечно же, речь в первую очередь идет о событиях в братской Белоруссии. Я до последнего не хотел писать на тему протестов в этом государстве и ждал, когда все более-менее станет ясно (для меня). Видимо, этот момент наступил.
Белорусская история сегодня, думаю, самая обсуждаемая. Политологи, историки, простые граждане у нас в России, в Белоруссии и во многих других странах обсуждают самые разные вопросы, связанные с этим кризисом. Я тоже решил высказать свое скромное мнение по некоторым из них.
1. Когда все пошло не так?
Конечно, изначальную ошибку Лукашенко сделал, когда позволил себе избираться до гробовой доски. Однако в нынешней ситуации точкой невозврата стал момент, когда белорусский президент вместе с ЦИКом страны решили нарисовать Лукашенко 80 с лишним процентов голосов избирателей. Безусловно, в эпоху открытости, Интернета, соцсетей и мгновенного распространения информации, когда сведения о фальсификациях, о массовом голосовании за Тихановскую распространялись со скоростью света, это не могло не оскорбить людей и, как следствие, не вывести их на улицы. В общем, ошиблись, когда нарисовали президенту не те цифры. Если бы они не были настолько наглыми и лживыми, то, возможно, было бы не так массово.
2. Почему Лукашенко ведет себя так странно?
А правда, почему он толкает такие странные речи, совершает фарсовые поступки и бесконечно верит в свою поддержку? Да потому что он отстал от жизни. Лукашенко не понимает, что живет в новую эпоху. Да, его действия были бы правильными лет 10-15 назад, но сейчас о каждом его просчете, о каждом преступлении того или иного силовика, о каждом избиении становится известно практически сразу. Пусть президент хоть весь Интернет по Белоруссии выключит, это ему не поможет. В общем, методички у Лукашенко сильно устарели. В этом плане его даже жаль. К тому же, в этом немного и Коленька виноват. Ну что ж он отцу не рассказал о современных технологиях или хотя бы о мемах?! Хотя, кажется, что он такой же отсталый, как и его батька.
3. Есть ли у оппозиции шанс?
А теперь давайте серьезно. Протесты продолжаются, но сейчас имеют тенденцию к стабилизации и даже некоторому затуханию. Поэтому, к сожалению, как мне кажется, на данный момент оппозиции Лукашенко не победить. Для положительного исхода борьбы необходимо несколько важных факторов. Во-первых, постоянство и усиление. Во-вторых, сильный лидер, могущий повести всех за собой. В-третьих, поддержка лидеров третьих стран (пока этого не видно, хотя и были какие-то потуги). Пока все эти факторы не сойдутся в одну точку, протесты не приведут к положительным итогам.
4. Лукашенко так и останется у власти?
Думаю, что да. Однако, стоит отметить, что это, скорее всего, его последний срок. Лукашенко как политик уничтожил свою карьеру расправами и насилием первых дней после выборов. Фактически, он запустил бомбу замедленного действия. Даже если сейчас ему удастся удержаться, это, максимум, до 2025 года. И это при условии, что никакого кризиса в эти годы не произойдет. Потому что теперь люди любые промахи, ошибки или провалы будут воспринимать как сигнал к неуважению, к презрению и - к протестам. А если все обойдется, то общество не даст Лукашенко избраться на новый срок в 2025 году. Мы видим последнюю версию Лукашенко.
5. Что выгодно России?
Сложно сказать. Нынешнему руководству нашей страны и ее внешнеполитическому курсу в современном виде выгоден Лукашенко, потому что его слабости и причуды известны, к нему уже привыкли и с ним удобно. А если говорить в идеальном ключе, то, конечно, Александр Григорьевич абсолютно невыгодный игрок в наших отношениях в долгосрочной перспективе. Он лжив, двуличен, лицемерен и непредсказуем. Он инициировал целый ряд кризисов в российско-белорусских отношениях. Поэтому России выгоден более договороспособный и нормальный лидер, при котором Белоруссия могла бы стать сильным и самостоятельным государством - союзником России. Нам сейчас сильные и независимые партнеры ой как нужны.
Вот такой я вижу нынешнюю ситуацию. Безусловно, я могу ошибаться и, думаю, в чем-то уже ошибся. Однако это мое видение и мое мнение, с которым вы, уважаемые читатели, можете согласиться или нет.