Создание кинофильма - сложный процесс, где задачи разделены между несколькими цехами. Работая над одним проектом, каждый цех занимается исключительно своим направлением. Очень часто случается так, что многие работники даже никогда не встретятся друг с другом.
Расскажите, какая главная задача кастинг-директора при создании проекта?
Кастинг-директор работает исключительно на интересы кинокартины, анимационного фильма (озвучивание), театральной постановки или рекламного ролика. Основная задача - создать безукоризненный актерский ансамбль для проекта. Мы перерабатываем огромной объем информации, причем это иногда происходит в круглосуточном режиме, то есть работа не останавливается в рамках офиса: мы ходим в театр, страницы на Кинолифте и иностранных платформах, если кастинг международный. Как правило, у нас есть дедлайны, кроме того процесс порой усложняется - меняются сценарии, режиссеры, иногда даже продюсеры. Но мы всегда работаем на стороне продакшена и это актеры должны понимать .
Как вы думаете, какие есть сложности в работе между кастинг-директором и актером на данный момент?
На мой взгляд, это вопросы коммуникации и доверия. Основная проблема заключается в обидах. Актер приходит сразу отрицательно заряжен на пробы: "Меня не утвердят", "Снова будут мучить". Как правило, первые 10 минут кастинг-директора тратит на то, чтобы растопить лед непонимания. Больно смотреть, когда видишь потенциал в актере и приходится работать психологом, потому что на первом дубле актеры сгорают, закрываются и выстраивают защитные границы. От этого нет ощущения доверия, свободы и партнерских взаимоотношений.
Из-за чего, на ваш взгляд, актеры приходят на пробы в таком состоянии?
Парадоксально, но так себя проявляет внутренний страх - боязнь отказа. Актеры прекрасно понимают, что их могут не утвердить, это одно из условий профессии – быть готовым к отказу и воспринимать это адекватно. Но когда они получают отказ, страшно обижаются. «Отказ» - это не характеристика актерских профессиональных качеств и не имеет отношения к таланту. Мы все хотим видеть хорошее кино. Хорошее кино состоит из безукоризненного актерского ансамбля. В проекте возникает прореха, когда причина включения человека в ансамблю одна - родственные или коммерческие связи. Если же это моё творческое решение, то за это я несу ответственность и смогу профессионально объяснить свой выбор, почему эту роль играет именно этот актер, а не другой.
Если мы говорим об актере с театральным образованием, могут ли сложности с коммуникацией закладываться в институте?
Часто, они рождается от педагогов, которые не состоялись в профессии. При чем, я не считаю, что педагог - всегда хороший и состоявшийся актер, «звезда». Это разные вещи. Необязательно, что мастер, который поставит актера на ноги, должен быть обладателем Оскара. На моём опыте, есть педагоги, которые не состоялись, как актеры, и у них нет на это обиды, потому что у них дарование совершенно в другом и они осознают это. Такие преподаватели гармоничные с собой и делятся этой гармонией со студентами. Они не хотят увековечить себя в 1000 студентов, а наоборот взращивают индивидуальность каждого актера.
Какого качества не хватает современным актерам?
Может быть, неумение терпеть. Терпение - одно из главных актерских качеств. Необязательно, что если артист не снимается - он плохой актер. Возможно, его роль придет и в 50, и в 70 лет. Кино - не театр. Театр может позволить себе разные формы и приемы. Кинематограф ограничен – изображением, собственно он и есть изображение. Для нас важно лицо. Один режиссер любит одни тип лица, другой другие. Нет «плохих» лиц, просто у каждого свой вкус. Безусловно, обидно за советских актрис, которым говорили: "Вам нечего здесь играть - у вас западное лицо". И это была трагедия. Красивые женщины, но для них не было материала. Это беда, но это данность. К счастью, время поменялось, нам интересны и нужны разные лица, важно, что бы им было что сказать.
Чем отличаются западные актеры от российских?
На Западе артисты понимаю, что никто им ничего не должен. Ты родился, поблагодарил Бога, что явился на свет, и Живи! Есть ощущение, что российские актеры не рады своей профессии, своему выбору. Тогда беги - зачем портить жизнь себе и другим. По законам кинопроизводства основные решения принимает продюсер. Актер решает принимать или нет эти правила игры. В конце концов он может сам стать продюсером. Не будем забывать, что продюсер, деньгами отвечает за проект. Он нанимает режиссера и составляет творческую группу. Только тогда мы переходим к кастингу. Кастинг-директор может принести несколько решений дизайна проекта, но финальное решение за продюсером, так как только он рискует . Как мы понимаем, без денег кино не бывает.
На что больше обращают внимание продюсеры - на известность актера, который привлечет зрителей, или же на попадание актера в роль?
Мы знаем примеры, когда известность актера не помогает с продвижением фильма. В проект утвердили Сашу Петрова, но он не принес зрителей и фильм провалился в прокате. В нашей стране это совершенно не обязательно - если на Брэда Питта пойдут, на Петрова специально нет.
Недавно ко мне обратился режиссер, с просьбой подсказать молодых «нераскрученных» артистов. У него уже был сделан «звездный» кастинг, но он не оставлял надежду открыть новые лица, и возможно найти «идеальное» попадание.
Все зависит от целей продюсера и режиссера.
Как вы думаете, от чего зависит станет ли актер известным или нет?
От череды совпадений. Саша Петров не родился известным с биркой "Петров", так сложились обстоятельства. Алиса Векандер - сегодня голливудская звезда. Выступала в мюзиклах на сцене Гетерборгской оперы и снималась в сериалах.
Мировое признание пришло к ней через 8 лет!
В 2010 году она сыграла главную роль в фильме "К чему-то прекрасному". Уже в 2011 она представляла Швецию в Берлине на ежегодной программе международной актерской ярмарке "Shootings stars".
Только теперь ее график расписан на несколько лет вперед.
У западных актрис больше возможностей, чем у российских?
Европейским актрисам, действительно, можно позавидовать. Не только потому, что путь от европейского арт-проекта до голливудского блокбастера намного короче, чем от российского. Мировой кинематограф не только с жаром познает новые лица, но и осознает ценность мастеров профессии.
"Российские" Джуди Денч и Хелен Миррен большую часть жизни проводят на садовом участке или окруженные заплывшими наградами. Современные сценаристы не видят в кинопроизводстве героинь 50+. Редкие подарки зрителям - появление Алисы Фрейндлих и Валентины Теличкиной в кинокартине Валерия Тодоровского "Большой".
А сколько возрастных актрис, о которых мы не знаем, но они дадут фору молодым. Для это мы создали Кинолифт - место, которое помогает кастинг-директорам, режиссерам и продюсерам находить новые лица, а актерам дает возможность заявить о себе.
Чтобы вы хотели пожелать актерам?
Жить. Быть в процессе. Все хотят прийти и победить.
Не стоит воспринимать пробы, как взятие Берлина, как последний шанс. Нет это просто жизнь.
Но это не отменяет того, что к пробам нужно приходить готовым и настроенным на профессиональную работу.