В XVII веке голландцы становятся признанными мастерами жанровых сценок и натюрмортов. Посмотрите, какое великолепие изобразил Питер Клас: тут и вино двух сортов, и хлеб, и лимон, и рыба, и грецкие орехи. Роскошная посуда и белоснежные скатерти намекают, что сидел за этим столом далеко не бедный человек. Однако почему он выбрал именно такое странное меню, и что за беспорядок за собой оставил?
Разбираемся по пунктам.
1. Голландские натюрморты, как правило, не про великолепную еду, а про символизм. Они делятся на 2 группы: "банкеты" и "vanitas". Про первые все понятно, а вот вторые - про то, что всё тлен, про тщетность бытия и скоротечность жизни.
По факту обе эти группы практически не имеют ничего общего с вкусными ужинами и поздневечерними алкогольными беседами под трубочку вкуснейшего табака.
2. Конкретно в этом натюрморте зашифровано сразу несколько символов, рассчитанных как на светскую, так и на глубоко религиозную публику.
3. Начнем со светской:
- рыба символизирует изобилие.
- как и оливки, которые кто-то положил в роскошную чашу на заднем плане.
- белое вино налито в огромный рёмер - специальный немецкий сосуд для алкогольных напитков. На самом сосуде также изображены виноградные гроздья. Как правило, вино на голландских натюрмортах - это символ праздной жизни, символ Бахуса, символ страсти.
- красный напиток, предположительно тоже вино, находится в узком сосуде. Красное вино - символ пиршества, но одновременно и символ жертвы.
- лимон - символ предательства. На картине он немного засохший, наполовину очищенный. Так что здесь еще и символ увядания.
- грецкие орехи - символ мудрости
- белые скатерти - символ благородства
- однако поверх чистой скатерти мы видим другую, смятую, что может символизировать некую нелицеприятную ситуацию.
- нож - символ вражды.
- хлеб - символ одиночества.
4. Религиозная трактовка:
- красное вино - символ религиозной жизни, монашества. И, конечно, жертвы Христовой.
- белое вино - символ мирянства.
- орех - символ веры, сакральный символ христовой плоти.
- хлеб - символ плоти Христовой.
- Рыба - IXTOS - также один из самых мощных символов Бога.
- лимон - символ верующего человека, поскольку он, как писали в те времена, "хорош со всех сторон".
- нож - символ жертвенности.
- оливки - символ мученичества.
- белая скатерть - символ духовной чистоты.
Как видите, сразу две концепции, два разных языка с легкостью читаются на этой картине. Аналогичная ситуация складывается и с другими натюрмортами Класа и его коллег по цеху.
5. Символика в живописных произведениях всегда была способом донести какую-то идею под видом благопристойной, хоть и не всегда аппетитной трапезы. Впрочем, как пишут историки - и рыба, и хлеб, и дичь всегда были важными атрибутами любого голландского обеда.
Спасибо за внимание! Ставьте лайк и не забудьте подписаться на канал: впереди еще много интересного ;)