На Втором общекиргизском (казахском) съезде в Оренбурге в декабре 1917 года на передовые линии выдвинулись две казахские протопартии - "Алашорда" и "Уш жуз". Обе они претендовали на управление казахским народом и обе активно искали союзников. Эти партии как таковые обе стояли на националистической позиции и стремились к отделению казахской степи от России.
Видный сибирский общественный деятель Г.Н. Потанин в статье «Киргизы после переворота», характеризуя позицию казахской элиты, писал:
«Киргизское движение отличается от общерусского своим чисто националистическим характером. На нем не замечается того углубления революции, о котором так суетливо хлопочут русские левофланговые социалисты. Среди киргиз не наблюдается классовой борьбы, в их среде нет рабочей партии, нет у них ни э.-р., ни с.-д., ни большевиков. Словом, киргизская программа исчерпывается вопросом о «национальном самоопределении» - Сибирская жизнь. Томск. 1917. 14 нояб.
Возвращаясь к казахским партиям, следует отметить, что они выражали две основные идеи казахской интеллигенции:
Одна (преимущественно Алашординцы) стремилась четко подчеркнуть самобытность казахской нации и ее особый исторический путь как народа-субстрата всех кочевых этносов Великой степи.
Вторая идея, на платформе которой находилась партия "Уш-жуз" стремилась к созданию единого государства всех тюркских народов Средней Азии, Поволжья и Северного Кавказа.
Правительство Керенского, а затем и другие правительства времени Гражданской войны 1918-1920 годов не вмешивались в противоборство этих идей. Как точно выразился один журналист того времени в статье в "Омском вестнике" - Национальные взаимоотношения среди киргиз (казахов) остаются неизвестными".
Полное пренебрежение к политическим платформам особо показательно в истории с Киргизским ханством в Атабсарском уезде Акмолинской области в 1918-1919 годах.
Образовано это ханство было по инициативе партии "Уш-жуз", которая уже полностью перешла на сторону большевиков. Ханом в соответствии с мандатом Омского совета депутатов стал богатый казах Хассен-Хож-Бек-Ходжин. Это ханство вопреки всем классовым противоречиям активно поддерживало все действия большевиков - монография А.Сушко МЕЖРОДОВАЯ БОРЬБА КАЗАХСКОЙ (КИРГИЗСКОЙ) ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ В ГОДЫ РЕВОЛЮЦИИ И ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ В РОССИИ
Несмотря на политическую победу Алашординцев, этой партии не удалось сплотить всю казахскую нацию. В годы Гражданской войны возникли много фракций алашординцев, которые заняли практически независимую от центрального партийного органа региональную позицию.
Казахское население не доверяло воззваниям казахской интеллигенции об объединении нации, так как привычно полагалось на родовые институты, которые стали приоритетными в период безвластья.
Воспользовавшись этим партия "Уш-жуз" при поддержке советских органов власти в феврале 1918 года приступили к насильственной ликвидации всех органов партии "Алаш-Орда".
В ответ алашордынцами было инициировано заявление о националистическом и криминальном характере деятельности лидера партии "Уш-Жуз" Кольбая Тогусова. Последний был арестован (затем попал в руки колчаковцев и умер от тифа 14 марта 1919 года).
В апреле 1918 г. партия Уш Жуз раскололась на правое, сочувствующее партии Алаш, крыло во главе с М. Айтпеневым и левое, радикальное, крыло во главе с К. Тогусовым - Ахметова Ш. К. Малоизученные страницы деятельности общества «Бiрлiк» и партии «Уж Жуз» в Омске 1914–1918 гг. // Казахи Омского Прииртышья: история и современность / отв. ред. Ш.К. Ахметова, Н.А. Тамилов. Омск, 2007. С. 28.
После ареста Тогусова деятельность партии "Уш-жуз" была дискредитирована и прекращена.
Приход колчаковцев полностью поменял политический расклад в казахской степи. Алашордынцы стали главной политической силой казахов. Правда к консолидации нации это не привело.
Вот что докладывала колчаковская контрразведка Министерства внутренних дел Временного сибирского правительства:
«В степи нет партий и политики, там только борьба родов… в восточной Алаш-Орде главенствует род Букейхана. В Тургайском уезде предводительствует сепаратизмом глава рода ордынцев Буримжанов. В Иргизском уезде – род Темиров, обоим этим родам составляет оппозицию, до крови включительно, род Кипчаков под руководством ярых большевиков Аман-гильды и Джангильды». Достаточно откровенно составители документа писали об интересах, во имя которых шла борьба за власть среди киргизов: «Обычно борются роды и на агитацию тратят огромные суммы, иногда разоряясь совершенно, но потом, получив должность, в один год возвращают все, а два последних года служат только для наживы» - (Государственный архив Российской Федерации ГАРФ. Ф. 195. Оп. 1. Д. 44. Л. 4).