Все мы привыкли, что современное искусство - это нечто невероятно сложное, требующее практически научных познаний в истории, культуре и искусствоведении.
Однако, на самом деле всё не так страшно: делюсь с вами 8 простыми правилами от писателя, журналиста и автора книги "Искусство смотреть" Оссиана Уорда, которые помогут по-новому взглянуть на инсталляции, перфомансы и другие "сложные" современные практики.
Уорд рекомендует применять по отношению к любому искусству принцип "TABULA RASA", или "Чистая доска". Для простоты запоминания слово ТАБУЛА используется как акроним. Разбираем его по буквам:
1. Т - ТЕРПЕНИЕ.
С первого взгляда на произведение искусства вы вряд ли его поймете. Так что главная рекомендация - быть терпеливее и задержаться перед картиной или скульптурой как минимум на 2 минуты, даже если кажется, что вы смотрите на откровенный скучнейший бред.
2. А - АССОЦИАЦИИ
Второй совет: попробуйте понять, какие ассоциации вызывает у вас то, на что вы сейчас смотрите. Скорее всего, картина/скульптура/инсталляция вызывает в вас определенный эмоциональный отклик, может быть, даже какое-то воспоминание. Эта маленькая "зацепка" поможет вам чуть лучше разобраться, что же происходит. Даже если "зацепка" - ваше воспоминание о школьной драке или обеденном перерыве в офисе.
3. Б -БЭКГРАУНД.
У любого произведения есть бэкграунд. Это может быть родина художника или какие-то моменты его биографии. Иногда бэкграунд можно получить, изучив описание к произведению искусства, брошюру или пресс-релиз, которые частенько выдают на выставках. Иногда ключом к разгадке является само название работы. Эта рекомендация кажется ужасно очевидной и даже глуповатой, но, признайтесь, всегда ли вы изучаете все перечисленное, прежде чем высказать свое "фи"?
4. У - УСВОЕНИЕ.
Теперь, когда у вас уже есть какие-то мысли, ассоциации и бэкграунд - самое время связать все это воедино и попробовать понять, что же все-таки хотел донести до зрителя автор картины (иногда бывает, что ответ "ничего", как в случае с некоторыми полотнами Бэкона: тот выливал на холст буквально все, что чувствовал). В любом случае, иногда подобный ход действительно помогает.
5. Л - ЛУЧШЕ ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ РАЗ.
Серьезно. Взгляните еще раз, возможно, под другим углом. При этом стоит помнить, что зачастую самый первый взгляд на картину и оказывается самым правильным. Взглянув второй раз вы, по крайней мере, сможете убедиться в своей правоте.
6. А - АНАЛИЗ
Проанализируйте все, что вы увидели, попробуйте мысленно описать себе все, что вы думаете и чувствуете по поводу произведения искусства. И помните: кто бы что ни говорил - не бывает хорошего и плохого искусства: у каждого оно свое.
И еще два важных "НЕ" напоследок:
7. НЕ ПЫТАЙТЕСЬ ГОВОРИТЬ КАК ИСКУССТВОВЕД.
Теоретики искусства - не практики! Практики - это художники и мы, простые зрители, для которых искусство и собрали в одну большую и красивую выставку. Если вы послушаете художников - то, чаще всего, они сами не говорят как искусствоведы. Это повод задуматься о том, какой вид восприятия и обсуждения искусства на самом деле "ближе к природе" ;)
8. НЕ ДОВЕРЯЙТЕ НИКОМУ, КРОМЕ СЕБЯ.
Не принимайте на веру все, что видите и слышите и не пытайтесь заставить себя полюбить и понять что-то, если вам это неприятно, противно и бессмысленно. Соседи по выставке, знакомые и друзья, которые с охами, вздохами и заламыванием рук пытаются доказать вам, что вы просто недостаточно умны для понимания какой-нибудь картины - не мерило прекрасного и правильного.
Спасибо за ваш интерес! Ставьте лайк, если статья понравилась, и не забудьте подписаться на канал: впереди много интересного ;)