Найти тему

Русский феминизм — бессмысленный и беспощадный?

При обсуждении истоков феминизма можно затронуть и Гипатию Александрийскую, ученую женщину античной эпохи, поплатившуюся жизнью за свои убеждения, и Софи Жермен, философа-самоучку. Вспомним и мадам де Кондорсе, хозяйку светских салонов Парижа, приятельницу Мари Гуз. Список можно продолжать очень долго, но куда лучше будет поискать истоки феминизма в России.

В течение нескольких веков общепринятое мнение формировалось под влиянием «Домостроя» — свода правил общественного, бытового и религиозного поведения. Образование для женщин, согласно прописанным нормам, являлось делом не только избыточным, но и неприлично соблазнительным.

В 50-х годах XIX века в связи с социально-экономическим и политическим кризисом и дальнейшим демократическим подъемом, случившимся в первые годы правления Александра Освободителя, в Российской империи впервые появилось организованное женское движение. Оно занималось просветительской и благотворительной работой, утверждало ценности женской личности для общественного прогресса. Главной целью этого движения в России являлось расширение гражданских прав и свобод женщин во всех сферах общества.

В итоге подобная активность привела к созданию «Высших женских курсов» — первого учреждения профессионального образования для женщин. В 1858 году в Петербурге открылась первая специализированная гимназия. Женский вопрос начал волновать и российскую интеллигенцию, которая выступала за предоставление женщинам больших прав и свобод.

В 1863 году Министерство народного просвещения, работавшее над Общим университетским уставом, задумалось о возможности допуска женщин к слушанию лекций. Данное предложение получило в среде профессуры самые разные отклики. Если Харьковский и Киевский университеты его поддержали, то более консервативные — Московский, Дерптский — восприняли идею министерства в штыки. Стоит отметить, что в дальнейшем данный эпизод не имел практических последствий и многие талантливые женщины уехали учиться за границу. Среди них были такие люди, как Надежда Суслова, первая женщина-врач России, и Софья Ковалевская, ставшая первой женщиной-профессором математики и членом-корреспондентом Российской академии наук. О последней стоит рассказать подробнее.

Дочь начальника Московского арсенала Корвин-Круковского, потомка легендарного венгерского короля XV века Матвея Корвина, Софья приобрела первоначальные математические знания у родного дяди и своего учителя. Девушка понимала, что способна на большее, и в 1867 году отправилась в Петербург с твердым намерением получить высшее образование. До открытия Владимирских курсов оставалось несколько лет, но Софья уже брала частные уроки аналитической геометрии у преподавателя Морского училища Страннолюбского. Все это ей удалось благодаря рекомендации профессора Тыртова, который разглядел в девушке потенциал.

Наконец, для получения полноценного высшего образования Софья была вынуждена переехать в Гейдельберг. Дальнейшая жизнь Ковалевской является ярчайшим примером борьбы женщины за свои права на образование, на ведение преподавательской деятельности, за возможность творить и быть признанной. Конечно, она не смогла поменять правила социальной игры, но историей своей жизни вдохновила и других бороться за свободу и признание.

В 1875 году правительство, осознав необходимость мер по отвлечению русских женщин от заграничных университетов, публично обещало предоставить им возможность получить высшее образование в России. Высшие женские курсы в Петербурге (Бестужевские курсы) были открыты 20 сентября 1878 года. Их открытию предшествовала бюрократическая волокита, длившаяся несколько лет. При этом окончание курсов не давало выпускникам право преподавать в учебном заведении. Чтобы устроиться на работу, выпускницы пользовались аттестатами о среднем образовании, на которые ставилась особая печать. Для представителей власти подобное клеймо являлось поводом проверки женщин на благонадежность, так как значительная часть бестужевок поддерживала деятельность революционной организации «Народная воля».

Уже после первого года обучения несколько курсисток оказались в тюрьме. Имена бестужевок фигурировали в громких полицейских делах: покушение на Александра II, убийство шефа жандармов Мезенцова, дело «Черного передела». По подсчетам Департамента полиции, за 1880–1885 годы из 1988 выпускниц Бестужевских курсов 241 была под пристальным вниманием полиции.

В 1886 году, в связи с беспокойством правительства о ненадежности слушательниц, прием на курсы прекратили. Была создана комиссия, которая проверяла каждую девушку на предмет симпатии к запрещенным организациям.

Женское движение в России было склонно к увлечению радикальными идеями, характерными для 80-х годов XIX века. Вступление женщин в народнические и марксистские союзы способствовало росту популярности данных идеологий среди населения. Мужество, готовность пойти на самопожертвование, решительность в действиях — все это подкупило русскую либеральную интеллигенцию, проявляющую сочувствие к женщинам.

Писатель Лев Толстой однажды назвал организатора покушения на Александра II Софью Перовскую «идейной Жанной д’Арк», а корреспонденты многих столичных газет, не скрывая, восхищались ее силой духа и исключительной непреклонностью. Показательна история Веры Засулич, стрелявшей в петербургского градоначальника Трепова. Женщина была оправдана в суде присяжных, что стало символом окончательного размежевания общественной и государственной деятельности.

К XX веку женщины уже являлись полноправными участниками социальной жизни. Теперь многотысячные демонстрации работниц за избирательные права, увеличение пайка и улучшение условий жилья происходили постоянно. Постепенно женщины стали занимать заметные места среди политической элиты. Яркой оказалась политическая карьера «красной графини» Софьи Паниной, заместителя министра просвещения Временного правительства. После падения высшего органа госвласти Панина непродолжительное время возглавляла «теневой» кабинет министров, находившийся на нелегальном положении.

К 1917 году «женский вопрос» вовсю продвигался не только в России, но и за рубежом. Женщины достигали новых прав и свобод, постепенно сравниваясь в них с мужчинами.

В XXI веке феминизм в России развивается виртуально, но периодически все же перерастает в нечто большее и даже глобальное.

8 марта 2019 года во многих городах России женщины выходили на улицу и скандировали лозунги, осуждающие домашнее насилие. Акции, как правило, носили относительно мирный характер, но полиция периодически вмешивалась в их проведение. Последний на данный момент масштабный митинг состоялся 8 марта 2020 года, собрав в московском гайд-парке «Сокольники» около 500 человек. Выступления некоторых активисток и фем-групп, а также флешмоб «Насильник на твоем пути» были ярким продвижением идеи гендерного равноправия, а также видом борьбы с различными формами дискриминации женщин. На мероприятии присутствовало большое количество известных активисток, среди которых были скандально известный депутат Московской городской думы Дарья Беседина и деятель сексуального просвещения молодежи Татьяна Никонова.

Хочется верить, что со временем последние границы между мужчинами и женщинами будут размыты навсегда и исторический опыт будет навеки запечатлен в сознании людей.