Найти в Дзене

?Кто читал книгу «Дети мои» (автор: Гузель Яхина)? Моё мнение…

Красивый, сочный, «вкусный» с точки зрения образности язык, щедро приправленный развернутыми эпитетами и метафорами: «Волга разделяла мир надвое… Убегали за горизонт поля и бахчи, пёстрые, как башкирское одеяло. Вдоль кромки воды лепились деревни. Из степи веяло горячим и пряным – туркменской пустыней и соленым Каспием».

Любители активных действий со стороны главного персонажа могут возмущенно зароптать: в отношениях «мужчина-женщина» эта история показывает чудеса смелости юной ученицы Клары и удивительную пассивность со стороны учителя немецкого – Баха. То и дело, во время чтения может возникнуть мысль: «Ну что же он бездействует?!» В этой ситуации пылкая Клара ведет себя как отчаянный рыцарь, а Бах – скромно вздыхает о ней тайком. В некоторых поступках девушка ведет себя более рассудительно, чем взрослый мужчина. Спойлеры делать не буду, но молодым людям эта история может показать, как бездействие может оказаться, мягко говоря, «не в выигрыше». С точки зрения любовной линии – книга ошеломляюще грустная (эта ремарка для тех, кто любит хэппи-энды).

В то же время Бах – натура тонкая, ранимая, остро чувствующая, но живущая в «своем» мире. Мечтатель и романтик. Немного странный, но глубокий. Его глазами мы видим удивительный народ – поволжских немцев, переселившихся в Россию для освоения земель (судя по описаниям – не самых плодородных) еще во времена (и по высочайшему приглашению) Екатерины Великой (XVIII век), немки по происхождению. Интересно, что поволжские немцы не ассимилировали с русскими (даже не знают русского языка, поскольку их селения далеко от русскоязычных). Однако и на исторической родине, в Германии, во время действия романа (начало XX века) навряд ли пришлись бы «ко двору».

Жители Гнаденталя трепетно относятся к Волге, словно к высшему существу; чтут традиции степных жителей, а также – свои верования, суеверия, традиции, обряды, язык. Для повседневной жизни они будто законсервировали привычки и взгляды своих предков. С точки зрения этнографии, изучения народа, который, живя на территории одной страны, будто бы отделился от нее и живет в своей собственной, замкнутой вселенной (невероятный парадокс) – книга представляет огромный интерес. Даже смена политического режима докатывается до этих мест будто бы «смазанно». Болезненно, деструктивно, но в «других» красках: «Что? Кто? Почему?» – Бах абсолютно ничего не понимает. Причинно-следственные связи для него неясны (вероятно, в силу оторванности от окружающего «большого» мира).

Книга насыщена народными преданиями, сказками и присказками поволжских немцев, среди которых очень колоритные, яркие, совмещающие в себе две разные «этносреды»: «Все реки текут в Волгу»; «Этот и до Каспия дойдет» (о наглом и напористом человеке); «Люди не растут выше Кёльнского собора» и т.д.

(с) Лара Ларцова, 2020

Друзья-читатели! ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ и ПИШИТЕ в комментариях, читали ли вы эту книгу?