Найти в Дзене
Военная история в наградах

Почему Жуков "перепутал" дату своего прилёта в Ленинград

В той публикации была зафиксирована дата прибытия генерала армии Г.К.Жукова в Ленинград, которая отличалась на двое суток от даты, указанной самим маршалом в его "Воспоминаниях и размышлениях". В той же публикации было высказано предположение, что "забывчивость" автора тех мемуаров не была случайной.

В этой заметке на суд уважаемых читателей предоставляются некоторые соображения о причинах такой "забывчивости".

Но прежде всего мне хотелось бы обратить внимание тех из уважаемых читателей, которые продолжают с упорством, достойным лучшего применения, в своих комментариях указывают на дату НЕ ПРИБЫТИЯ Г.Жукова в Ленинград в сентябре 1941 года, а дату его назначения командующим Ленинградским фронтом.

С датой назначения Г.Жукова командующим Ленинградским фронтом как раз никаких проблем не возникает. В Директиве Ставки ВГК о назначении нового командующего Ленинградским фронтом чётко написано, что Жуков должен принять командование фронтом в течение 24 часов с момента прибытия в Ленинград. Этот документ датирован 11 сентября, 19.10. Первый Приказ по Ленинградскому фронту за подписью Г.Жукова вышел 13 сентября ПОСЛЕ 17 часов. До этого Ворошилов подписал приказ как командующий Ленинградским фронтом, который датирован 5 часами утра 13 сентября.

Так что эти часы и даты лишь НЕ ПРОТИВОРЕЧАТ тому, что Г.Жуков прибыл в Ленинград 12 сентября 1941 года. Только и всего.

Но зачем всё-таки в "Воспоминаниях и размышлениях" полководец сдвинул дату своего появления в Ленинграде на двое суток назад?

Обратимся к фактам.

Интерпретацию этих фактов будем проводить исходя из правила - самое простое объяснение обычно является самым правильным.

Впервые мемуары маршала Жукова были опубликованы в 1969 году.

Наверное всем уважаемым читателям сегодня ясно, что полководцу РАЗРЕШИЛИ написать эти мемуары? И процесс этот шёл под контролем всевозможных "помощников", "редакторов" и пр. Можно наверное даже утверждать, что маршалу НЕ РАЗРЕШИЛИ, а поставили задачу написать мемуары о Великой Отечественной войне.

Какая основная "идеологическая установка" бытовала в конце 60-х годов прошлого века в СССР относительно Победы в Великой Отечественной войны?..

Не будем забывать, что в разгаре была "холодная война". Мемуары полководца не должны были, по крайней мере, дать поводов сомневаться их ЧИТАТЕЛЯМ в несокрушимости вооружённых сил СССР "ни тогда" (во время ПРОШЕДШЕЙ войны), ни тем более сейчас. Это был, как сейчас принято говорить, "вопрос национальной безопасности"...

То есть писать а реальных причинах поражения Красной Армии в 1941-42 годах автору мемуаров не дали бы, да он, полагаю, не особенно и хотел их раскрывать в этой книге. Нужно было как-то "спрямить" историю тех сражений, создать их некоторую "лайт-версию", расставить "ловушки" для пытливого, информированного или предвзятого читателя... При этом всё должно было выглядеть более или менее достоверным.

Что же этому в контексте начального периода блокады Ленинграда мешало, а что помогало?

Мешала, на мой взгляд, в первую очередь Директива ОКВ №35 от 6 сентября 1941 года.

А помогало то, что и автор мемуаров, и его "помощники" исходили из предположения, что СССР будет существовать вечно и стало быть архивы Великой Отечественной войны открыты никогда не будут и проверить эту "лайт-версию" хроники некоторых событий будет кому бы то ни было очень затруднительно.

Почему мешала Директива №35 сейчас объясню.

В тексте этого документа району Ленинграда посвящён ТРЕТИЙ пункт. Вот он.

3. На северо-восточном фронте совместно с наступающими на Карельском перешейке финскими корпусами 2 окружить действующие в районе Ленинграда силы противника (захватить также Шлиссельбург) с тем, чтобы не позднее 15.9 значительную часть подвижных войск и соединений 1-го воздушного флота, особенно 8-го авиационного корпуса, высвободить для группы армий «Центр». Однако прежде всего необходимо стремиться к полному окружению Ленинграда, по меньшей мере с востока, и, в случае если позволят условия погоды, провести на него крупное воздушное наступление. Особенно важно уничтожить станции водоснабжения.

Конечно, ни будущий маршал, ни Верховный Главнокомандующий в первой декаде сентября 1941 года не могли знать об этой Директиве. Но к в период написания мемуаров полководца текст этой Директивы, как говорится, уже "прочно вошёл в исторический оборот".

А её 3-й пункт однозначно указывал, что в начале сентября 1941 года Ленинград противник не собирался (фактически уже не мог!) захватывать, а планировал "только" окружить город.

Из сопоставив текст этого пункта с прошедшей затем "исторической реальностью" любой мало-мальски здравомыслящий человек мог понять, что задачу эту противник выполнил. В частности, Шлиссельбург был захвачен 8 сентября. Страшная блокада города началась и продолжалась очень долго...

Но в мемуарах маршала об этом написать было нельзя.

Нельзя было также написать и о том, какие "помощники" были у вновь назначенного командующего Ленинградским фронтом.

Вот, например, фрагмент наградного листа на полковника, который определённый период даже исполнял обязанности начальника штаба фронта в конце августа и в начале сентября 1941 года.

Фрагмент 1-й страницы
Фрагмент 1-й страницы

Фрагмент 2-й страницы
Фрагмент 2-й страницы

Наградной лист этот составлен уже на генерал-майора в августе 1943 года, в то время когда он занимал должность начальника штаба Южно-Уральского военного округа.

Но понятно, что перечисленные в тексте качества, подчёркнутые карандашом, проявлялись им и раньше, особенно в критические моменты противостояния с сильным противником. Читаем: "лично сам недостаточно выдержан, иногда проявляет грубость, недисциплинированность. ...кичлив, забывчив, иногда упущения и свою вину в работе сваливает на других"...

Представляете, как работают подчинённые такого начальника, которым не просто хорошо известно об этих его качествах, но и им приходится часто испытывать их проявление на себе?..

Начальнику штаба фронта, как я понимаю, подчиняется и фронтовая разведка. В августе-сентябре 1941 разведка сработала плохо. Сначала с большим опозданием на Ленинградском фронте было установлено прибытие в конце августа целого нового моторизованного корпуса противника, затем неправильно было определено место главного удара противника в его наступлении, начавшемся в первой половине сентября...

Об этом тоже в мемуарах маршала писать было нельзя. И о том, что 17-18 сентября противник начал переброску практически ВСЕХ своих танковых и моторизованных соединений из-под Ленинграда на московское направление (тоже своевременно не выявленное советской разведкой) писать было нельзя...

А вот "ошибиться" в дате своего прибытия в Ленинград было можно и даже нужно. Пускай некоторые из читателей воспоминаний "поломают копья" в спорах, если вдруг из какого-то иного источника "просочиться" другая информация об этом вроде бы мелком факте... Такой своеобразный "отвлекающий маневр".

Есть у меня ещё кое-какие соображения о причинах допущенной автором воспоминаний "ошибки", но это будет темой уже следующей заметки.

Что вы, уважаемые читатели, думаете по поводу прочитанного?

Вечная Слава и Память солдатам и командирам Красной армии, участникам Великой отечественной войны!

Берегите себя в это трудное время!

Поздравляю всех читателей с юбилеем Великой Победы!

Пожалуйста, оставьте комментарии к этой и другим публикациям моего канала. По мотивам сделанных комментариев я готовлю несколько новых публикаций.

Подпишитесь на канал, тогда вы не пропустите ни одной публикации!