Найти тему

Что хотел сказать автор? (Часть 1)

Для понимания смысла конкретного произведения важно рассматривать его в контексте развития национальной культуры.

Условно русский литературный процесс можно разделить на следующие периоды:

  • фольклорное (устное народное) творчество,
  • древнерусская литература,
  • литература эпохи российского Просвещения,
  • «Золотой век»,
  • «Серебряный век»,
  • литература советского периода,
  • литература постсоветского периода.

Попытайтесь вспомнить себя и свои эмоции в школе, когда вы подходили к изучению «Слова о полку Игореве», например. А теперь – «Преступления и наказания» либо стихотворений Есенина, Ахматовой. Правда, полярные полюса спектра эмоций? Множество причин можно назвать («непонятно написано», «не откликается», также часто мне говорили как об отталкивающем факторе о навязчивой религиозности древнерусской литературы), но самая частая, которую приходится слышать – неактуально: «Такого уже нет, это слишком далеко, зачем мне читать, как какой-то не первой важности князь проиграл?».

Во-первых, литература есть отражение сознания человека своего времени. То есть, когда мы говорим о развитии историко-литературного процесса, мы в том числе имеем в виду эволюцию человеческого сознания.

Для чего знать, что языческий праздник Ивана Купалы совпадает в календаре с христианским праздником Рождества Иоанна Предтечи (Крестителя), а праздник Рождения Солнца Непобедимого, отмечаемый 25 декабря, – с праздником (сейчас: у католических христиан) Рождества Христова? С принятием христианства многие языческие праздники получили христианское толкование, но языческие атрибуты, суеверия и в 21 веке с нами. Ответьте тогда на вопрос: так ли далеко «то время», если отголоски, а иногда – и полноценный голос, слышны до сих пор?

В сказках, преданиях, легендах мы все еще можем видеть окружающую реальность. Помимо того, что это просто интересно отслеживать, глубокое знание нашей национальной культуры помогает в интерпретации современных художественных произведений и открывает новые грани человеческого знания. Без знания фольклора мы не поймем Жуковского, без знания Жуковского не поймем Пушкина, без знания Пушкина – Достоевского, то есть потеряем колоссальных размеров культурный пласт.

Но, обратите внимание, что от фольклора мы перешли сразу к Жуковскому, пропустив целых два периода в литературном процессе. Поймем ли мы Жуковского, не зная Библии, понять которую помогает древнерусская литература? Конечно, нет. Мы можем только проследить сюжетную линию произведения, но глубокое понимание, ведущее в дальнейшем к внутреннему диалогу с автором либо укоренению морально-нравственных смыслов, возникнет только тогда, когда мы проследим весь (насколько это возможно в силу личностных особенностей) путь эволюции сознания человека.