Найти тему
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ

Проводя военные учения сразу в четырех морях, Китай одновременно выдавливает США из региона

Китай впервые проводит почти одновременно массированные военно-морские учения в ответ на предполагаемые провокации США. Военно-морской флот Народно-освободительной армии Китая провел военно-морские учения в четырех морских районах. Демонстрацию морских сил Китая аналитики рассматривают как ответ на недавние маневры США и развертывание своих авианосцев в прилегающих к материковой части Китая водах.

Начиная с прошлой недели, НОАК провела свои самые всеобъемлющие и широкомасштабные военно-морские учения, охватывающие Желтое море, Бохайский залив, Восточно-китайское море и Южно-китайское море. В июле Китай провел военно-морские учения в тех же четырех морских районах, хотя и не одновременно. Они появились в ответ на расширение «свободы судоходства» США в этом регионе. Ранее в этом месяце Китай провел еще один крупный раунд учений вблизи Тайваня, который совпал с поездкой министра здравоохранения США Алекса Азара на самоуправляющийся остров и завершением многомиллиардной оборонной сделки между двумя сторонами.

В последние дни НОАК подняла ставку благодаря воздушным учениям для всепогодных боевых операций в Восточно-китайском море, а также боевым учениям ВМС в Желтом море у берегов Ляньюньгана. НОАК также провела учения береговой охраны в Бохайском заливе у побережья Таншаня, где учения, как ожидается, продолжатся до 30 сентября. Однако самые масштабные учения этого плана были проведены в оспариваемом Южно-китайском море. Один комплекс учений был запущен у берегов самого южного китайского острова Хайнань с 24 по 29 августа, а другой – у берегов южной провинции Гуандун. В целом, в ближайшие дни ожидается проведение шести перекрывающихся военных учений и учений береговой охраны в рамках морских границ Китая и за их пределами в спорных водах.

Китайские эксперты описали учения как обычное морское дело, а не какие-то провокации. «Я не думаю, что эти учения направлены против каких-либо морских соседей Китая, потому что ни один из них не войдет в спорные районы», – сказал Ци Хуайгао из Университета Фудань. Другие эксперты подчеркивали стратегическое значение последовательных и одновременных учений, которые продемонстрировали растущую способность Китая мобилизовать беспрецедентное количество средств и военного персонала на море.

Существует множество стратегических причин для наращивания военной мощи Пекином. С одной стороны, Китай стремится запугать Тайвань и отговорить США от более тесного сотрудничества в области безопасности с самоуправляющимся демократическим островом, который Пекин рассматривает как ренегатскую провинцию, которая в конечном итоге будет присоединена к материку. Учения также послужили «стальным и огненным» выражением недовольства Пекина Соединенными Штатами.

Авианосец ВМС США «Рональд Рейган» и его ударная группа вошли в Южно-китайское море в начале этого месяца для проведения воздушных операций. «ВМС проводили полетные операции, а также высококлассные операции по обеспечению морской стабильности», – говорится в пресс-релизе их командующего, – «Операции в Южно-китайском море продолжают демонстрировать неизменную приверженность США союзникам и партнерам, а также совместный подход к региональной стабильности и свободе судоходства».

Китай одновременно усиливает давление на стратегических союзников США, таких как Филиппины, которые являются крупным государством и одновременно претендентом в Южно-китайском море. США были раздражены ползучим вторжением Пекина в филиппинские воды. На прошлой неделе Манила подала дипломатический протест после того, как китайские войска захватили рыболовное оборудование, установленное филиппинцами на спорном мелководье Скарборо, которое Китай захватил после противостояния с филиппинскими военно-морскими силами в 2012-м году. Этот стратегический объект находится всего в 100 морских милях от стратегической военно-морской базы Филиппин Субик-Бей.

Министерство иностранных дел Филиппин заявило, что оно «решительно возражает против того, чтобы Китай продолжал передавать радиосигналы филиппинским самолетам, патрулирующим над спорными водами». Представитель министерства иностранных дел Китая Чжао Лицзянь защищал действия Китая, утверждая, что береговая охрана Китая ведет правоохранительную деятельность в водах мелководья, поскольку это законная практика. Хотя президент Филиппин Родриго Дутерте неоднократно призывал к более теплым отношениям с Пекином и даже запрещал своей стране участвовать в военно-морских учениях под руководством США в этом районе, высшие должностные лица министерства обороны и внешней политики выступали за более жесткую позицию.

Китайский представитель Чжао, в свою очередь, раскритиковал регулярное воздушное патрулирование Филиппин над островами Спратли, где юго-восточная страна контролирует несколько объектов, включая остров Титу, на котором находится взлетно-посадочная полоса и другие военные объекты. Китайский представитель охарактеризовал действия Филиппин как «посягательство на суверенитет и безопасность Китая», утверждая, что вся цепь островов принадлежит Китаю. «Китай настоятельно призывает филиппинскую сторону немедленно прекратить незаконные провокации», – заявил Чжао.

Министр обороны Филиппин Д. Лоренцана быстро нанес ответный удар, отразив растущее раздражение среди высших военных. По поводу самоуверенности Китая в Южно-китайском море он сказал: – «Незаконные провокации? Эта территория находится в пределах нашей ИЭЗ (исключительной экономической зоны). Так называемые исторические права Китая на территорию, ограниченную девятью черточками, существуют только в их воображении». Министр обороны Филиппин обвинил Китай в «запугивании» более мелких соседей и подтвердил окончательность решения Арбитражного суда в Гааге от июля 2016-го года, которое аннулировало большую часть широко распространенных претензий Пекина в этом районе.

Ранее в этом месяце начальник филиппинского Военно-морского флота вице-адмирал Джованни Карло Бакордо занял аналогичную жесткую позицию в отношении Китая, которого он обвинил во многих нарушениях международного права в филиппинских водах. «Насколько я могу судить по нашим спорам в этом районе, первый, кто выстрелит, становится проигравшим. Они сделают все, чтобы мы предприняли агрессивные действия», – добавил глава филиппинского военно-морского флота, обвинив Китай в том, что он, вероятнее всего, стремится спровоцировать вооруженное противостояние, чтобы навязать свою превосходящую военную мощь.

Ричард Джавад Хейдариан для Asia Times Financial