Если бы я выдавала рейтинги мультфильмам - оценивая их по глубине и значимости вопросов, которые они затрагивают, то несомненно одним из лидеров был бы мультфильм “Унесенные призраками”. Вот только не совсем это детский мультфильм. По моим расчетам - 12+
Порой темы, которые поднимает Миядзаки сложно переварить даже взрослым.
Но в основе, как всегда - общество с его язвами и надрывами. В данном случае под лупой - проблема излишнего потребления и тема взросления.
В центре внимания - неумеха Тихиро, которая отмахивается от родителей, ноет и бунтует против всего, что предлагает ей этот мир. И это не голословное утверждение. Отражается это в диалогах с родителями, поведении девочки и (самое гениальное, на мой взгляд) в отказе от еды. Это очень сильные моменты, их нельзя игнорировать. Иначе общий замысел останется не до конца раскрытым.
Тихиро отрицает все, что дает ей этот мир и ...начинает исчезать. Но Хаку предлагает ей пищу «иначе исчезнешь» - говорит он.
Как мы видим- ни в отказе, ни в пресыщении счастья нет. Подобные методы не приносят удовлетворения.
В противовес поведению Тихиро - нам показаны родители и Безликий, как жертвы материализма.
В своих интервью Миядзаки говорит о том, что бесконечная погоня за деньгами испортила, в первую очередь духовный мир японцев. А нам надо признать, что это коснулась не только их.
Фантазия здесь перемешана с психологическим реализмом.
Сквозь тунель мы попадаем в другой мир - мир духов. А «духовный» мир, знаете ли обнажает внутренние проблемы.
По ходу «пьесы» мы переживаем эволюцию Тихиро и видим, как девочка взрослеет.