Очень много букв! Но из песни слов не выкинешь))
У Татьяны, громкоголосой и решительной женщины, есть дочь Маша 12-ти лет, и много работающий муж Дмитрий. Маша – тихая скромная девочка, любит рисовать и читать, умненькая, но при этом плохо учится, с двойки на тройку. И именно с этой проблемой пришла Татьяна.
Как это часто бывает, связь между причиной и следствием неочевидна, поэтому ранее предпринятые меры не дают желаемый результат. Татьяна рассказала, что не понимает, почему дочь плохо учится. Девочка, по словам мамы, способная, домашнее задание выполняет, если что-то не понимает, спрашивает у родителей объяснение. Но за контрольные, самостоятельные и прочие работы в классе – сплошные двойки и тройки. Были испробованы все классические методы воздействия, в ответ на наказания Маша тихо плачет, поощрения дают слабый и непродолжительный всплеск интереса.
Выяснилось, что вопросы по учебной программе Маша задает почти каждый день. Складывается такое впечатление, что девочка как будто не бывает на уроках или не слышит объяснения учителей. Причем такие проблемы начались в средней школе, в начальной все было более-менее нормально. Кроме того, Маша часто болеет. И очень этому рада – согласна на прогревания, ингаляции, электрофорез, уколы, что угодно, лишь бы остаться дома. Многократно обследовались, в целом всё со здоровьем в порядке.
На вопрос «А всё ли благополучно у Маши в классе, в том, что касается общения со сверстниками?» Татьяна задумалась. И припомнила, что после перехода в пятый класс Маша стала жаловаться, что ее обижает одноклассница вместе с группой приспешниц: обзываются, толкают, прячут портфель, пачкают вещи, несправедливо обвиняют перед учителями в том, что она не делала. Периодически проскальзывали истории, что на математике над Машей смеялся весь класс, когда она не смогла ответить у доски, а учительница еще и говорила, что девочка «совсем с мозгами не дружит», называла «нолем без палочки», «бесплатным приложением к классу», и так далее.
То есть ребенок на протяжении нескольких лет подвергался настоящей травле. Татьяна – женщина достаточно авторитарная, и часто случается, что у таких мам тихие и застенчивые дети. Маша не могла постоять за себя, и если в начальных классах ситуацию в коллективе контролировала и сглаживала учительница, то в средней школе никто не занимался этим вопросом. Родители же не придавали большого значения жалобам дочери, Татьяна в силу характера считала, что нет ничего сложного в том, чтобы дать сдачи, учительница «ничего такого не имела в виду», а Дмитрий полагал, что «сами разберутся».
Маша осталась один на один со своей проблемой. Поддержки не было ниоткуда. Школу она ненавидела, на уроках сидела, сжавшись в комок и ожидая новых пакостей от одноклассниц, а все перемены пряталась по разным закоулкам, и то и дело перевешивала одежду в раздевалке, чтобы куртку не потоптали или не напихали в карманы какой-нибудь гадости. Таким образом, девочке было не до учебы. Все психологические ресурсы уходили на защиту от агрессии и изобретение способов её избежать, ни на что больше их не хватало. Ситуацию усугубляла учительница математики своими едкими комментариями при всем классе в адрес Маши. Частые болезни – тоже один из способов защиты, ведь когда болеешь, в школу ходить не надо и можно вздохнуть спокойно.
Итак, травля, или, выражаясь современным термином – буллинг. Это одна из самых сложных проблем для решения, так как требует значительных затрат по времени и усилиям для изменения ситуации. Активные действия нужно предпринимать именно родителям, но увы, не все к этому готовы, так как нужно работать над собой (менять своё отношение к ребенку), работать над тем, чтобы ребенок стал более уверенным в себе, по-новому выстраивать взаимоотношения с родителями одноклассников и с педагогическим составом. А как известно, изменить устоявшиеся отношения сложнее, чем выстроить новые.
Проще всего поменять ситуацию, если буллингом занимается конкретный учитель. Но если ребенка травят дети, то причины этого в большинстве случаев лежат в его семье: равнодушие к сыну/дочери или невнимание к его/её проблемам («сыт, обут, одет, что еще надо?»), психологическое насилие и часто сопутствующее ему избиение, гиперопека родителей или внушение, что ребенок самый-самый, а остальные все дураки, а также внешность ребенка. Поэтому перевод в другой класс или школу не всегда бывает спасением: во-первых, проблема-то в семье никуда не делась, и ребенок по-прежнему не умеет и не может себя защищать, при этом он приходит в уже сложившийся коллектив, климат в котором неизвестен – высок риск попасть из огня да в полымя.
В случае с Машей, к счастью, родители согласились предпринимать необходимые меры. Правда, Дмитрий сначала чисто формально выразил готовность что-то делать, так как считал, что «у нас всякое в школе было, и ничего, все выросли», но одно событие, о котором будет сказано ниже, кардинально изменило его позицию. По мере развития событий были на постоянной связи и корректировали действия на ходу.
Когда Татьяна осознала масштаб трагедии, она готова была сразу бежать и учинять расправу над обидчиками, буквально «трясти за шкирку этих гадких девчонок». Но это тоже не выход, взрослому не стоит устраивать разборки с детьми. Легче легкого запугать ребенка, но это не решит проблему. Разговаривать надо на своем уровне – со взрослыми.
Исходя из всего вышесказанного, наметился такой план действий:
1. Родители говорят Маше, чтобы она сразу же сообщала обо всех случаях, когда ее обижают, не важно, кто – учителя или одноклассницы. И обязательно говорят, что Маша может быть спокойна, они всегда ее защитят. Для первого разговора стоит попросить прощения у дочери, сказать, что не знали, как трудно ей приходится, но теперь они всё понимают и всегда будут на ее стороне. Ни в коем случае нельзя ругать ребенка за то, что он такой слабый и беспомощный. Ресурсы у всех разные, реакции на проблемы – тоже.
2. Родители пересматривают свои способы взаимодействия с дочерью: спрашивают мнение Маши в делах, которые её непосредственно касаются, прислушиваются к нему, дают больше самостоятельности и всячески поощряют это.
3. Дмитрий начинает заниматься спортом с Машей, старается укрепить дух и силу, в целом чаще родители начинают хвалить и подбадривать дочь. Важно хвалить не просто так, а за какие-то достижения, приложение усилий, проделанную работу. Успешность в чем-либо повышает общую уверенность в себе, а это, в свою очередь, является большой поддержкой во всех сферах жизни. В случае с Машей – хвалить её рисунки, отдать в художественную школу, на курсы компьютерной графики и т.д.
4. Родители помогают Маше по-новому выстроить взаимоотношения в коллективе: ездят вместе с классом на экскурсии, в театры, начинают активнее общаться с родителями. Если Маша согласна, то она рисует портреты одноклассников, делает красивые открытки ко дню рождения, гифки (но начинает с тех детей, которые её не обижают), Татьяна и Дмитрий отправляют их родителям детей (коммуникация через родителей снижает вероятность негативного отношения к работе Маши – ведь дети могут, следуя сложившемуся климату в коллективе, высмеять рисунок, даже если он понравился, а если работу передали ребенку его родители, восприятие будет совсем другим; плюс владение каким-то значимым навыком, которого нет у остальных, значительно повышает статус ребенка в классе).
5. Родители идут в школу к директору и там разговаривают с классным руководителем о недопустимости таких взаимоотношений в детском коллективе и с учительницей математики о недопустимости высмеивания личных качеств Маши, тем более, перед всем классом.
6. Татьяна и Дмитрий встречаются с родителями обидчиц и стараются донести до них свою точку зрения на происходящую ситуацию. Делают это максимально корректно, стараясь избегать формулировок в стиле «Ваша дочь – чудовище» и «Пусть только еще раз подойдет к моему ребенку, я ей уши оторву». Угрозы вызывают в ответ агрессию и сводят на нет вероятность договориться, таким образом можно только ухудшить ситуацию, вместо того, чтобы получить союзника в своих действиях.
Татьяна развила бурную деятельность по всем направлениям. Удалось найти взаимопонимание почти со всеми родителями обидчиц, некоторые из мам и пап были шокированы услышанными подробностями, так как не ожидали, что их хорошие дети могут такое вытворять. Единственная, кто не пошел на контакт – это мама зачинщицы, в какой-то степени даже гордившаяся тем, что у нее такая бойкая дочь, а «не какая-то там лохушка». Татьяна предупредила, что тогда пойдет официальным путем.
После корректировки стратегии Маше купили диктофон, который она носила постоянно включенным в школе. Буквально через пару дней появилась запись, как зачинщица обзывается матом. Именно этот факт стал поворотным в отношении Дмитрия к происходящим событиям, когда он своими ушами услышал, как оскорбляют его дочь. Татьяна инициировала встречу у директора, на которую пришли классный руководитель и обе семьи, включая детей. На собрании педагоги выступили на стороне Маши, сообщили родителям одноклассницы, что в случае повторения ситуации они будут вынуждены предпринять более строгие меры. Татьяна и Дмитрий заявили, что терпеть такое они не будут, начнут писать жалобы везде, включая районо и инспекцию по делам несовершеннолетних. Самое ценное в этом то, что на встрече присутствовали обе девочки, и Маша впервые увидела, что родители на самом деле способны защитить и защищают её, увидела, что она не одна со своей бедой, увидела свою обидчицу испуганной и растерянной, поняла, что и на нее есть управа! Татьяна рассказывала, что когда они пришли домой, Маша стала петь песни!
После этой встречи одноклассница поутихла. Поскольку лидер не предпринимал активных действий, то ее подружки тоже никак себя не проявляли. Вполне вероятно, что снижению активности поспособствовали и их родители. Через две недели ситуация с издевательствами повторилась. Дмитрий и Татьяна снова обратились к руководству школы и настояли на составлении акта, в котором содержалось предупреждение родителям обидчицы и который они были вынуждены подписать, а выходя из школы, мать одноклассницы сказала: «Не связывайся с этой придурошной». С тех пор их дочь не проявляла открытой и серьезной агрессии к Маше, а часть приспешниц и вовсе отвалилась.
С учительницей математики, высмеивавшей Машу при всех, наладить контакт не получилось. После разговора у директора педагог пришла на урок злой и снова прошлась по Маше, сказав, что она, оказывается, «еще и ябеда, а не только недоразвитая». После этого мирные переговоры решено было прекратить. Татьяна написала заявление на имя директора с описанием всех художеств учительницы, в котором опять же содержалось предупреждение о наличии диктофона и намерении отправлять жалобы в вышестоящие инстанции, если травля не прекратится.
Многие родители опасаются идти путем официальных обращений, боясь, что сделают только хуже, что педагог обозлится и начнет еще сильнее гнобить ребенка. Но это не так. Во-первых, над ребенком УЖЕ систематически издеваются, разве может быть хуже? Во-вторых, ребенок не может противостоять авторитетному взрослому, в этом случае родители обязаны вмешаться. В-третьих, если не помогли разговоры, которые, как говорится, к делу не пришьешь, должен быть документ. Официальное обращение, сулящее реальные проблемы руководству школы и конкретному учителю – очень действенная мера. Наличие обоснованного заявления вынуждает директора встать на сторону родителей и принять меры к учителю. Так и получилось в описываемой истории. Педагог перестала замечать Машу, но это лучше, чем травля. Оценки по математике сначала стали еще хуже, исчезли даже редкие тройки, но новый визит Дмитрия в школу и разбирательства по поводу правомерности конкретной отметки за самостоятельную работу, заставили учительницу прекратить предвзятое отношение к работам Маши.
Дмитрий стал организовывать интересные экскурсии для класса. Выяснив, что главная обидчица его дочери мечтает блистать на экране, он устроил посещение киностудии, телекомпании и продюсерского центра, связанного со съемкой клипов. По предварительной договоренности классный руководитель на всех выездах неоднократно подчеркивала, что это всё получилось благодаря усилиям Машиных родителей.
После экскурсий Татьяна помогала Маше делать клипы – сначала из фотографий, потом стали монтировать простейшее видео и рассылать всему классу. Довольно скоро девочка, благодаря своим художественным способностям, стала делать ролики сама, и даже помогла однокласснику оформить презентацию. Кроме того, Татьяна вошла в состав родительского комитета, стала активно общаться с родителями остальных детей, оказывать им небольшие услуги по своему профессиональному профилю, тем самым добиваясь, чтобы её хорошие отношения со взрослыми транслировались на общение детей.
Всей семье они стали ходить в бассейн, позже – кататься на коньках. Это не только сплачивает семью, но и позволяет добиться успеха в чем-то новом, а любые позитивные изменения, особенно в данной ситуации, только ускоряют решение вопроса. Учили дочь не бояться выражать свои эмоции, применили для этого простой метод – шли в лес и там позволяли Маше орать во все горло. Сначала Татьяна и Дмитрий были поражены, что дочь не может кричать, просто боится громко заявить о себе. Этот факт наглядно показал, насколько авторитарны они были по отношению к Маше, что она буквально не могла подать голос. Но и это преодолели.
К концу третьей четверти ситуация уже более-менее нормализовалась. Маша довольно долго не могла привыкнуть, что родители её защищают, поначалу даже не жаловалась, но реальную картину давал диктофон. Быстрая и действенная реакция родителей на каждый случай буллинга постепенно убедили девочку, что она теперь под защитой. Налаживание контакта с родителями одноклассников позволило не прослыть склочниками и жалобщиками, тем более, что к учительнице математики, как оказалось, у многих были вопросы, а мама зачинщицы не очень располагала остальных к общению. Кроме того, одноклассники под влиянием своих родителей стали по-другому относиться к Маше, а интересные экскурсии и владение навыком создания видеороликов подняло её статус в классе.
В четвертой четверти двоек у Маши уже не было. Как и не было ни одного больничного. На том этапе она не стала отличницей, однако четверки и пятерки разбавляли стройные ряды троек. Скорее всего, тройки выставлялись по инерции, так как у Маши была уже сложившаяся репутация посредственной ученицы. Но Татьяна призналась, что довольно сложно поддерживать такой градус активности в школьных делах дочери: классная руководитель, в общем-то, апатична, она согласна была содействовать начинаниям, но своей инициативы не проявляла. С некоторыми родителями Татьяне в силу разных причин было не совсем комфортно общаться, но приходилось ради благополучия ребенка. Тем не менее, участие в жизни класса позволило найти оптимальный выход: поездив с детьми на экскурсии (а почти всегда выезжала вся параллель), женщина обратила внимание, что у «бэшек» царит совсем другая атмосфера. Если у «ашек» дети общались отдельными группками, не было общего коллектива как такового, то в другом классе все были дружны, помогали друг другу, все вместе придумывали веселые поздравления на дни рождения, никто никого не высмеивал и не обижал. Посоветовавшись с дочерью, со следующего года Татьяна перевела ее в этот класс.
Маша, уже почувствовавшая силу родительской защиты и поверившая в себя, оказавшись в благоприятной среде, раскрылась чудесным цветком. Проблемы с успеваемостью исчезли, девочка стала участвовать в песенных и танцевальных конкурсах, рисовала стенгазету, у нее наконец-то появились друзья. Татьяна, памятуя о прошлых проблемах, держала руку на пульсе и наладила контакт с родителями, но это уже не требовало от нее значительных усилий, ведь какие родители, такие и дети.
Финальной точкой в истории стал случай, когда прежняя одноклассница сделала попытку снова вернуться к старому. Но Маша немедленно дала отпор: заорала на нее и огрела портфелем, а увидевшие это друзья, готовые заступиться за Машу, окончательно отбили у обидчицы охоту к издевательствам.
И еще одним положительным моментом стало объединение семьи. Татьяна признавалась, что муж мало бывает дома, почти не интересуется делами семьи, между супругами наметилось охлаждение. Но, во-первых, общие заботы сплотили их и дали новый импульс отношениям. А во-вторых, Татьяна, по её собственному выражению, поняла, что была слишком активна в семье, активна настолько, что задавила любые проявления самостоятельности у мужа и дочери, что дало вот такой результат. Работать над собой – самое сложное, но только изменив себя можно изменить мир вокруг.