Нынешний понедельник ознаменовался вступлением в силу Федерального закона № 161-ФЗ от 25 мая 2002 года, который позволяет страховым компаниям устанавливать индивидуальные расценки полиса ОСАГО для каждого водителя. Расскажем, что именно поменялось.
Водишь аккуратно — платишь меньше
Отныне страховые компании рассчитывают базовые ставки на основе целой серии факторов, которые позволяют оценить, с какой вероятностью наступит страховой случай у конкретного водителя.
Теперь страховщикам важно знать, лишался ли клиент водительских прав за управлением авто в состоянии опьянения; подвергался ли уголовному наказанию в качестве виновника аварии со смертельным исходом; получал ли штрафы по причине оставления места ДТП или отказа от медосвидетельствования. Все административные санкции учитываются в том случае, если с момента их объявления прошло не более года. Уголовное же наказание принимается в расчет в течение 12 месяцев после окончания срока.
Раскошелиться придется и тем водителям, которые регулярно выезжают на встречные полосы, игнорируют красный сигнал светофора и любят превысить скорость на 60 и более километров в час. Однако подобные нарушения увеличат стоимость ОСАГО лишь в том случае, если они снабжены протоколами, составленными инспекторами ГИБДД. Другими словами, штрафы с дорожных камер учитываться не будут. Вся «штрафная» информация будет поступать из Госавтоинспекции.
К слову, расчет ОСАГО страховщики могут вести с помощью дополнительных факторов: возраста и пробега авто; семейного положения автовладельца; имеющегося в его распоряжении иного имущества; наличия в автомобиле телематического комплекса.
Страховые компании контролирует ЦБ
Полный перечень применяемых факторов каждая страховая компания обязана включить в собственную расчетную методику, основанную на математической статистике. Корректность методики проверяется Центральным банком РФ.
Напомним, стоимость страхового тарифа рассчитывается на основании базовой ставки и коэффициентов. Логика простая: сначала берется базовая ставка, которая умножается на повышающие коэффициенты. Согласно новому закону, при установлении тарифов Центробанк учитывает территорию, на которой будет использоваться транспортное средство (определяется по месту жительства автовладельца); а также технические особенности авто и страховые случаи в предыдущие периоды.
Отметим, что расчетный страховой тариф имеет четкие ограничения снизу и сверху. Таким образом, стоимость полиса ОСАГО находится в жестких рамках тарифного коридора, который, по словам зампредседателя ЦБ Владимира Чистюхина, ставит главной целью предоставление минимальной цены тем водителям, которые водят предельно аккуратно.
Кроме того, главный финансовый регулятор страны озвучил факторы, которые нельзя использовать при расчете цены ОСАГО. Так, исключения касаются национальной, языковой или расовой принадлежности; вероисповедания; политических взглядов; должностного положения.
По закону диагностическая карта пока не нужна
В соответствии с новым законом каждый автовладелец имеет право не предъявлять диагностическую карту при заключении договора ОСАГО. Другими словами, можно приобрести полис без прохождения техосмотра.
Такой упрощенный порядок действует до конца следующего месяца. Причина послабления — эпидемия коронавируса. После 30 сентября у автовладельцев будет ровно месяц, чтобы пройти техосмотр и представить диагностическую карту в страховую компанию.
Отметим важную деталь. Вступление в силу Федерального закона № 161-ФЗ планировалось с одновременным вводом в действие указания ЦБ, расширяющим тарифный коридор — предельные значения базовой ставки для расчета цены ОСАГО.
В настоящее время автовладельцам с категориями B и BE минимальная базовая ставка установлена в размере 2746 руб., а максимальная — на уровне 4942 руб. Предполагалось, что с 24 августа минимальная ставка составит 2471 руб., максимальная — 5436 руб.
Однако пока все остается без изменений, поскольку документ до сих пор не прошел регистрацию в Министерстве юстиции РФ.
Не забывайте подписаться на наш канал;)