"Всякую революцию задумывают романтики, осуществляют фанатики, а пользуются её плодами отпетые негодяи" (историк и философ Томас Карлейль)
Продолжающееся противостояние власти и оппозиции позволило оценить возможности психологической войны. Конечно, революционная эстетика - явление не новое, но ходы, которые находит белорусская оппозиция вполне заслуживают внимания. Тем более, что "наши западные партнёры" вряд ли успокоятся, пока революционный хаос не накроет всех как цунами. Тема, актуализированная в прошлых публикациях ("Белорусская революция - спектакль с кровопролитием", "Белорусская революция: оппозиция подбирает массовку", "Белорусская революция: "Заграница нам поможет. Запад с нами"), в этой статье раскрывается в новом ракурсе.
На что простираются надежды оппозиции
В упомянутых статьях было вкратце просмотрено участие рабочего класса в протесте, а также . На каких направлениях ещё ведётся борьба: 5. продолжение женской темы, весьма эстетизированной; 6. не менее эстетизированная тема жертв.
По пунктам (продолжение)
5. Женская тема в протестном и революционном движении довольно привлекательна для заговорщиков, хотя и совершенно не нова. Достаточно вспомнить роль женских маршей в Великой Французской революции. Да и привычный на постсоветском пространстве международный женский день 8 Марта тоже рождён участием представительниц слабого пола в уличных шествиях. В белорусских событиях августа-сентября 2020 года женские акции - изюминка всего протестного флешмоба. И включили этот ход очень вовремя на контрасте с грозными силовиками: противостояние сил тьмы и света как в фильмах в стиле фэнтези.
Интересное решение в стиле домино: ночью чёрные омоновцы бьют мирных граждан (однако, если они мирные, почему по ночам на свои шествия отправляются?); днём выходят в белых одеждах чьи-то сёстры, жёны и матери с цветами в руках как само воплощение мирного протеста. Такая шикарная картина, построенная на контрасте, продолжалась недолго. Но и этого вполне хватило, чтобы сделать эффектный информационный (а точнее, эмоциональный) посыл. Уличные протесты вообще вещь больше эмоциональная, чем интеллектуальная, когда все вместе ходят, кричат, поют и т.д. и т.п., тогда не до рассуждений, зачем и почему всё это происходит и к чему приведёт. Хотя самая живописная часть женского участия в протесте (цветы, белые одежды, "обнимашки" с ОМОН и бойцами ВВ) вроде и подошла к концу, но женская тема свою актуальность не теряет, лишь модернизируясь. Даже отдельно именно женские акции проводятся: ходят, требуют, песни поют, хороводы водят. Всё как обычно, то есть как до выборов, митингов, шествий. Женщины вообще любят петь и танцевать. Только теперь более массово и с большей агрессией. Появились и свои "героини". Например, уже знаменитая Нина Брагинская, протестная активистка аж с 1988 года. Подробнее про эту странную старушку в сети можно найти достаточно много материалов.
Понятно, что вышли на улицу явно не все женщины Беларуси. Понятно, что всё это действо не может происходить совершенно стихийно. Конечно, нельзя всех шествующих подозревать в проплаченности, да и не станут проплачивать большую часть этого массового психоза его организаторы. Но против стихийности происходящего свидетельствует видео с одним из знаковых персонажей - Сергеем Леонидовичем Тихановским, мужем той самой "президентки" Светланы Тихановской. Тезисы из этого видео уже упоминались в сети - выставлять женщин живым щитом перед протестующими потому как ОМОН и другие силовики не решатся, скорее всего, применять к ним жёсткие меры. И вот тогда... Видимо, пока ещё не время было увидеть всё, что произойдёт тогда. Потому как белорусские силовики по-прежнему предельно корректны по отношению к женским протестным песням-пляскам, несмотря на потоки лжи о прямо-таки массовом насилии. Кстати, упомянутое видео Тихновский записал ещё на свободе, то есть задолго до всего этого послевыборного "взрыва возмущения".
"Женская тема" в протестном флешмобе плавно перетекает в тему жертв. И здесь женщины очень живописно и красочно скорбят, а также обещают не забыть и не простить (очень это напоминает скандальные выходки неадекватных мадам из питерской арт-группы "Война", "колыбели" других бесконечно и бессмысленно протестующих - "Pussy Raiot", и даже слова всё те же: "Не забудем, не простим").
Вот такой, очень эстетически грамотно выдержанный белорусский женский протест. Ну а излюбленная тема всех революций, тема жертв, в следующий раз.
P.S. Про историю белорусской государственности и белорусского национализма:
Какая такая "Погоня"? История белорусского герба
История создания Белорусской Народной Республики, роль Германии
Традиционное: заходите, читайте, смотрите, ставьте like, если понравилось, делитесь ссылкой в соц. сетях, ну и подписывайтесь на канал.