Споры между политиками из-за крупных промышленных объектов возникают не впервые. Например, атомная электростанция в Островце, ставшая предметом агрессивных обсуждений представителей Беларуси и Литвы. Но речь пойдет о другом, менее известном сооружении.
Крупная гидроэлектростанция (ГЭС) Хидасэ в Эфиопии завершена и готова к эксплуатации. Проект может снабжать энергией не только эфиопов, но и соседние державы. Дешевая электроэнергия — то, чего не хватало самим эфиопам, а также представителям Египта, Судана, Эритреи, Джибути. Но для этого сооружения нужны пресные водные ресурсы, которыми эфиопы принялись наполнять водохранилище своей ГЭС. Пресная вода — не менее дефицитный ресурс в Африке, поэтому использовать ее просто так и в больших количествах не получится: это может привести к военному конфликту между Суданом, Египтом и Эфиопией. Дипломаты трех государств уже вели переговоры, и каждый остался на своем. Конкретно разногласия касаются водных ресурсов Нила, реки, протекающей в 11-ти государствах. Считается, что Нил в древние времена положил начало Египту, теперь египтяне считают его чуть ли не своей собственностью, хотя в прошлом веке не их заслугами было технологическое развитие реки. Советское правительство вложилось в постройку Асуанской плотины на Ниле. Советские инженеры тех лет помогли не только бороться с засухами, но и улучшить отношения Египта и СССР. Но предвидеть "приватизацию" реки египтянами было трудно.
Египтяне постоянно пытаются подчеркнуть, что именно они распоряжаются рекой и могут выдавать право вето на строительные проекты связанные с Нилом другим государствам (например, Великобритании). Для египтян это логично, так как река все еще является экономическим двигателем государства, но притеснение соседей также неприемлемо. Учитывая, что Нил берет начало далеко не в Египте, имеет ли данное государство право контролировать всю реку? Нил получает водные ресурсы в результате слияния Белого Нила, берущего начало в озере Виктория, и Голубого Нила с эфиопских нагорий. Причем, Голубой Нил играет основополагающую роль, его ресурсами и собираются воспользоваться эфиопы. Есть в этом и политический подтекст, так как Египет в борьбе за контроль над Восточной Африкой во многом препятствовал Эфиопии в прошлом. Эфиопские сепаратисты, поддерживаемые Египтом, дали начало государству Эритрея. Это было не просто отделение части эфиопских владений, но и потеря выхода к морю, отсутствие морских портов и боевого флота. Расчетливые египтяне получили "ответный удар" в 2011-ом, когда эфиопы начали строительство. Теперь Египет находится под угрозой частичного обезвоживания и мало что может противопоставить.