Путешествие А. Г. Ротчева на Кубу состоялось в 1852 г.
Русский путешественник после продолжительного плавания в водах Мексиканского залива вышел сошёл на берег "Жемчужины Антил" в Гаванской бухте. Ротчева поразили местные пейзажи, пышные кроны королевских пальм, небо, окрашенные восходящий солнцем в мягкий пурпурный цвет, обо всем об этом он поэтично рассказывает в своих записках. Путешественник знакомит читателей с географией и историей Кубы. Говоря о численности индейцев, населявших остров к моменту прибытия Х. Колумба, Ротчев опирается на труды Б. де Лас Касаса, который утверждал, что их было более 200 000.
Описывая современные ему реалии, Ротчев рассказывает о местных железных дорогах, о широком использовании паровых машин и развитии промышленности на острове.
Особенное внимание Ротчев уделяет производству сахара. Урожайность сахарного тростника, как пишет он, на Кубе в два раза превышает таковую в американской Луизиане. В целом - сахарная промышленность имеет большой потенциал для роста, по его мнению. Из 24 миллионов "десятин" земли, составляющих поверхность Кубы, только два миллиона, по свидетельству Ротчева, обрабатывалось в то время, три с половиной миллиона использовались как пастбища для скота, 14 миллионов - "в лесных дачах", и только четыре с половиной миллиона земли было, по его словам, непригодной для сельского хозяйства.
Рассказал Ротчев и о других важных отраслях производства сельскохозяйственных продуктов на Кубе, которыми было выращивание кофе а также выращивание табака и дальнейшее производство табачных изделий.
Как пишет русский путешественник, в международной торговле кофе имеет давнего и очень сильного конкурента, которым является Бразилия.
Как кубинцы выращивают табак Ротчев не увидел, но зато он посетил табачную фабрику, после чего описал в своих воспоминаниях технологию изготовления сигар. Лист табака вначале замачивался в воде, разбавленной каталанским вином, и как утверждал автор, другие сорта вин здесь не использовались. Далее он пишет, что в Гаване верят сигары мужчины, а не женщины, как он имел возможность наблюдать в Бразилии и Европе.
Путешественник затметил и жёсткую конкуренцию между табачными фирмами и махинации, к которым они прибегают. По словам Ротчева, многие фирмы, которым не удалось закупиться настоящим кубинским табаком в достаточном количестве, подмешивают к нему либо виргинский, либо какой-нибудь другой. "Ставят имя и марку знаменитой фабрики гаванской на своих сигарах, и даже из них есть такие, которые разными кислота и стараются подделать пятна, иногда встречающиеся на гаванский сигарах, а того не знают, что эти пятна есть болезнь табачного листа и в Гаване такие сигары идут в третий разряд.... ", - писал Ротчев.
По сведениям Ротчева на Кубе было в то время около 1 миллиона крупного рогатого скота, 200 тысяч лошадей, 50 тысяч мулов. (скорее всего 50 тысяч это общее количество гибридов лошадей и ослов, т.е. и мулов и лошаков, так как на Кубе слово "mulo" применяется для обозначения и тех и других. прим. Карибы).
Ежегодный доход острова составлял, по его сведениям, 75 миллионов пиастров - от сельского хозяйства. Также на Кубе уже тогда работало более сотни рудников, где добывалась медь. Были открыты залежи железа, каменного угля и серебра.
Затронул Ротчев в своём очерке и социальные вопросы, в том числе и проблему рабства. Однако он воздержался от такой строгой критики, какую спустя несколько лет выскажет другой русский путешественник А. Б. Лакиер. По мнению Ротчева мягкий климат способствует и лучшим взаимоотношениям среди населения и сглаживает социальные противоречия. Подобную точку зрения высказывал и популярный в то время учёный А. Гумбольдт.
Во время пребывания в Гаване Ротчев имел возможность понаблюдать и за светской и культурной жизнью столицы острова, в частности посмотреть местный карнавал, который он восторженно описал в своём очерке.
Как и другие русские писатели, посетившие остров в те годы, Ротчев отметил в своем очерке попытки Соединённых Штатов присоединить Кубу. Как казалось Ротчеву - вероятность такого развития событий довольно высокая.
Из Гаваны Ротчев отправился поездом в Матансас, второй по величине город Кубы, в то время, который также произвел на него большое впечатление. В Матансасе он имел возможность наблюдать, помимо светской жизни креольских горожан, и негретянский праздник. Посетив во время этой поездки также небольшой городок Кумбре, Ротчев вернулся в Гавану. В целом нужно отметить, что его путешествие не носило характер научной экспедиции, а описание острова не является научной работой. Его воспоминания - это заметки туриста (о чем Ротчев и сам заявляет), однако в середине XIX века любое свидетельство современника о далёких странах представляло собой большую ценность и расширяло знания общества о географии, истории, а также социальной и культурной жизни других стран.
Русские в Латинской Америке в XIX веке. Путешествие А. Г. Ротчева на Кубу в в середине XIX века
30 августа 202030 авг 2020
7
4 мин