Заметка предназначена для тех, кто бывал в Санкт-Петербурге не единожды, у кого между поездами немного времени и его хочется провести хоть с какой-то пользой. Повторить пройденное, узнать новое.
Итак, сойдя с поезда сразу попадаем на площадь Восстания.
Образовалась эта площадь случайно. И как часто это бывает в России, по ошибке, но в результате — удачной. Никакой площади здесь не предполагалось. В этом месте должна была сойтись прямая, как стрела, Невская "першпектива", которую прокладывали со стороны Александро-Невской лавры монахи, а со стороны Адмиралтейства — «государевы люди» и пленные шведы. Не сошлось! Получилось криво. Насквозь, по прямой, перспектива не просматривалась. Говорят, на этом самом месте по приказу Петра высекли монахов, — виноватыми, естественно, оказались они. Этот миф может быть и вымыслом, но довольно точно передает «стиль работы» неукротимого Петра.
1.Главной доминантой площади долгое время была Знаменская церковь.
Теперь на ее месте – северный вестибюль станции метро "Площадь Восстания". Открыли его 5 ноября 1955 года. Помню это как будто было вчера. Мы жили на Фонтанке и пошли к ближайшей станции «Технологический институт». Это событие праздновал весь город. Наружи очередь, внутри шли как по Дворцовой площади в праздник и выходили на каждой станции любоваться.
С чем это сравнить? Наверное с Днем Победы или 12 апреля в 1961 году , но без трибун и салюта.
Станция «Площадь Восстания» стала одной из первых восьми, открывшихся в тот день в Ленинграде. Основной архитектурный мотив постройки очевиден – ротонда. Петербурговеды отмечают перекличку объемного решения этой станции со Знаменской церковью архитектора Ф.И.Демерцова (1794-1804).
Местные жители называют северный вестибюль станции – «пироженкой».
2) Современной доминантой площади называют обелиск "Городу-герою Ленинграду".
Открыт он в центре площади Восстания 8 мая в 1985 года, к 40-летию Победы в Великой Отечественной войне. Обелиск вызвал возражения у жителей города, его называли «стамеской», но споры постепенно стихли, уступив место очевидному факту – обелиск, находясь на одной оси со шпилем Адмиралтейства , отмечает место излома Невского проспекта и архитектурно уравновешивает историческую ось.
С другой стороны обелиск своим существованием закрыл тему транспортной разгрузки площади Восстания путем организации под нею торговых магазинов и подземных переходов. Полагали, что организация большого подземного пространства могла повлечь за собой разрушение кольца окружающих площадь зданий. Решили снять трамвайные пути, перенести наземные переходы и «забыть» про то, как жители теряют время и силы на бесконечные петляния в обход.
3) Больше не найти на площади Восстания памятника императору Александру III.
Конный монумент переехал сначала во двор Русского музея, потом в тихий двор Мраморного дворца. Жители Петербурга признают сходство императора с ныне здравствующим московским режиссером. Другой «памятник» шагающему по Москве – на Малой Конюшенной, но там он в образе городового.
Идея двухуровневой развязки оказалась в 80-е годы городу не по средствам. Тема не легкая, у многих на устах, так почему бы, решили небеса, жителям "культурной столицы" не порассуждать на тему возвращения конной скульптуры Александру III ? И рассуждаем-с.
4) Бурно развивалась история в ХХ веке там, где Лиговский проспект пересекает площадь Восстания. Там, где сейчас на высокой скорости площадь проезжают автомобили, 300 лет назад шумела вода. Эта магистраль имела совсем другое назначение. В 1725 году на месте Лиговского проспекта прорыли Лиговский канал, который питал фонтаны Летнего сада, а заодно и поставлял питьевую воду для горожан.
Канал считается первым городским водопроводом.
На этом месте мы сделаем паузу, предложив транзитному гостю посетить кафе и отведать напитка в обществе настоящего денди. На Невском в 100 метрах от площади.
Мы еще вернемся сюда через пару дней )
До встречи, Валерий Владимирович, 30.08.2020