«В шесть лет я хотел стать поваром. В семь — Наполеоном. Да и позднее мои притязания росли не меньше, чем тяга к величию», — эти слова принадлежат человеку универсальному — художнику, скульптору, писателю, сценаристу, — но при этом и оригинальному настолько, что и сегодня и он сам, и его творчество вызывают немалые споры и волнения.
Сальвадор Дали… Все его проявления в этом мире — от внешнего вида до литературных произведений — нельзя вписать в общепринятые рамки: его творчество потрясает или возмущает, удивляет или вызывает отвращение, но никого не оставляет равнодушным. Да, в конце концов, он и сам — часть своего творчества.
Сальвадор Доменек Фелип Жасинт Дали-и-Доменек, маркиз де Дали де Пуболь, а именно таково полное имя великого испанца, появился на свет в семье каталонского нотариуса, и всегда этим очень гордился:
«Я благодарен судьбе за две вещи: за то, что я испанец, и за то, что я — Сальвадор Дали».
Но чтобы стать из Сальвадора Дали — человека Сальвадором Дали — брендом, пришлось проделать нелёгкий путь, который заключался для художника в эпатаже. Эту стезю он выбрал ещё в детстве и не сворачивал с неё до самой старости.
О Дали-живописце и его картинах, эпатирующих публику, известно достаточно много. А вот о его литературных произведениях, где он демонстрирует виртуозное владение словом — не хуже, чем кистью, — известно не каждому.
К 40 годам Дали успел прославиться как художник-сюрреалист и порвать с другими сюрреалистами, заявив, что сюрреализм — это он сам. Дали эпатировал своими полотнами, внешним видом, поведением, потому и неудивительно, что имя его обросло легендами: некоторые из них он опроверг, другие подтвердил в своей книге «Тайная жизнь Сальвадора Дали, написанная им самим», вышедшей в 1942 году.
Но автобиографией произведение является лишь отчасти, хотя откровенно настолько, что пуритански настроенная публика сначала оказалась шокирована, а затем обрушила на художника бурю негодования.
Но Дали это было лишь на руку: книга, как и всё остальное в его жизни, должна была привлечь внимание к нему — великому и гениальному. По признанию самого автора, с детства он был погружён сам в себя, но при этом любил быть на виду, заметным.
Поначалу это проявлялось в детской скандальности, манипуляциях родителями и достижении цели любыми способами. А вот со сверстниками приходилось намного сложнее, так как у Дали на всё было своё мнение — в итоге друзей у него не было. Тем не менее его знали и о нём говорили. «Трудно привлечь к себе внимание даже ненадолго. А я предавался этому занятию каждый день и час», — признавался художник.
Тему своей гениальности Дали развивает и в следующем литературном произведении, причём заявляет об этом сразу — названием книги: «Дневник одного гения». Без ложной скромности автор говорит о том, что осознание собственной гениальности является для него самым мощным стимулом в творчестве.
Своё имя, что в перевод означает «Спаситель», Дали воспринимает буквально и видит себя мессией, призванным спасти искусство. «Дневник» — это, по сути, «нерукотворный памятник», который Дали воздвигает собственной славе.
«Дали наделён даром воображения, владеет искусством скорых и метких суждений. Его вербализм отличают та же игра света, та же эксцентричная несоразмерность барокко и те же характерные черты Ренессанса, по которым мы узнаем его полотна», — говорит литературный обозреватель и писатель-романист Мишель Деон.
Однако на этом литературные изыскания художника не завершились. В 1973 году он издал поваренную книгу, которая содержала его собственные рецепты и иллюстрации к ним, назвав её «Ужины Галы».
Но здесь вы не найдёте привычных блюд, и автор предупреждает читателя в предисловии: «Если вы один из тех, кто подсчитывает калории, кто превращает радость еды в некую форму наказания, закройте эту книгу немедленно; для вас она слишком живая, агрессивная и дерзкая».
Да, как вы уже заметили, Дали писал свои книги не для того, чтобы передать информацию или поделиться фактами. Его литературные произведения призваны показать всем остальным его гениальность, а вся его жизнь была направлена на то, чтобы сотворить произведение искусства из самого себя.
Вот так мы и подошли к вопросу, который сам по себе напрашивается из этой этой истории, точнее практически сказки про мальчика Сальвадора, который очень любил себя, с самого детства стремился к славе, но, возможно не знал, что сотворять кумира – большой грех. А сотворять кумира из себя, еще больший грех, именуемый тщеславием.
👉 Давайте посмотрим видео с Протоиереем Артемием Владимировым и обсудим эту тему.
Как вы считаете, где сейчас Сальвадор Дали? В раю или же нет?
А на этом автор канала прощается с вами до понедельника. В понедельник у меня запланирована статья - рецензия на неординарную книгу-новинку с элементами фантастики "Иные". А также немного новостей из мира археологии.
👌 Ставьте свои лайки, делайте репосты в социальные сети и подписывайтесь на канал.
Что выбирали читатели на этой неделе - топ 3 популярных статей канала:
«Тимур и его команда»: за что ополчились на книги Аркадия Гайдара