В постоянном поиске самопознания, Брюс Ли написал множество ценных идей, которые применимы не только к боевым искусствам, но и к жизни в целом.
В феврале 1971 года по телеканалу ABC транслировался сериал «Лонгстрит» с Джеймсом Франсискусом в главной роли. В нём рассказывается история Майкла Лонгстрита, следователя, который ищет виновников взрыва, в результате которого его жена была убита, а он сам ослеп.
Брюс Ли появился в четырех эпизодах «Лонгстрита». Его роль - персонаж по имени Ли Цунг, инструктор Майка Лонгстрита, который должен был научить его ряду приемов из восточных единоборств для самообороны.
В одной из сцен, персонаж Ли спрашивает Майкла Лонгстрита, когда будет его следующий бой. Узнав о том, что бой будет на следующий день, он говорит Лонгстриту:
Как и все прочие, ты хочешь научится побеждать, но ты не хочешь признавать возможность проигрыша.
Принять поражение, научится умирать – значит избавиться от него. Поэтому, когда настанет завтра ты должен раскрепостить свой амбициозный ум, и научится Искусству Умирать.
Брюс Ли
Но что Брюс Ли хотел этим сказать?
Я поговорю о трех моментах, касательно термина “Искусство умирать” для того, чтобы углубится в значение фразы путем объяснения философских взглядов Брюса Ли, и его взаимоотношений с другими философами и авторами философских работ, которые говорили на ту же тему и влияли на него на протяжении жизни.
В своей посмертной книге «Дао Джит Кун До», опубликованной в 1975 году, Ли заявил, что в своем стиле боя, названном Джит Кун До, он стремился включать как изучение набора техник из боевых искусств, так и развитие духовности:
Дух, несомненно, является контролирующим фактором нашего существования. Этот невидимый центр контролирует все движения в любой возникающей внешней ситуации.
Брюс Ли
«Искусство умирать», представленное в сериале «Лонгстрит», не является буквальной идеей. Это не вопрос физической смерти, а метафора, основная идея которой - позволить своему эго умереть.
Тео Фишер в книге «У-Вэй: Искусство жить по Дао» говорит, что эго - это весь набор опыта, накоплений, анализов и воспоминаний, которые составляют наше видение себя. Это эго несет в себе все наши предрассудки, искажения и формируется ограниченной и частичной мыслью о реальности, которая не позволяет нам видеть ее такой, какая она есть на самом деле.
Фишер также сказал следующее:
Для мудрецов смерть - это прежде всего не разложение тела. Смерть означает конец эго, процесс, которого приверженец Дао пытается достигнуть даже при жизни. Когда это искусственное образование «я» исчезает из нашего существования, мы можем жить за пределами нашего «я», то есть истинной жизнью, потому что она возникает из измерения, которое больше не зависит от времени.
Тео Фишер.
Фишер утверждает, что эго является губительным в нашей повседневной жизни, поскольку заставляет нас хотеть быть кем-то и устанавливать связи с ожиданиями на будущее. Смерть эго подразумевает как открытость для критики, так и постоянный процесс обучения для развития наших способностей, и избавления от любых ностальгических идей о прошлом и амбициозных планов на будущее.
Это эго ожесточается перед внешними влияниями, и именно эта "жесткость эго" делает невозможным для нас принятие всего, что нам противостоит.
Ли применил эти идеи дзен к боевым искусствам. Изучая его книгу «Дао Джит Кун До», мы можем разделить идею «Искусства умирать» на три части:
1) Умирать для победы
Брюс Ли постоянно утверждал, что одна из самых больших ошибок, которую может совершить боец, - это пытаться предвидеть исход боя:
Не думайте о победе или поражении, не думайте о гордости и боли.
Самая большая ошибка - пытаться предвидеть исход боя. Не стоит задумываться, закончится он победой или поражением. Позвольте природе идти своим чередом, и ваше оружие будет использовано в нужное время.
Брюс Ли
Ли подчеркнул, что в бою необходимо отказаться от любых ожиданий касательно результатов. Боец не должен беспокоиться о результатах, но в то же время он не может позволить себе использовать достаточно интеллекта и тренировок, чтобы постоянно совершенствоваться.
Позволить эго умереть - значит действовать как «деревянная марионетка: у нее нет эго, она ни о чем не думает, она не жадная и не привязана к чему-либо или кому-либо».
Не утверждайте ничего по отношению к себе. Проходите быстро, как несуществующее, и будьте тихими, как чистота. Те, кто побеждают, проигрывают. Не ждите других, всегда следуйте за ними.
Брюс Ли
Следовательно, мы должны избавиться от наших честолюбивых умов, чтобы наслаждаться повседневной борьбой в нашей повседневной жизни, не беспокоясь о мышлении в плане победы или поражения.
Позволить эго умереть, значит отпустить протагониста наших собственных действий и сосредоточиться на «акте осознания, а не осуществления». В конце концов, «нет действующего лица, но есть действие. Нет экспериментатора, но есть эксперимент», - сказал Ли.
Ли классифицировал шесть болезней, которыми может страдать боец, и первая из них именно желание победы.
Шесть болезней:
1. Желание победы;
2.Желание прибегнуть к хитрым приёмам;
3.Желание продемонстрировать всё то, что было изучено;
4.Желание запугать врага;
5.Желание быть пассивным;
6.Желание избавится от любого зла, которое может на вас повлиять.
На самом деле, по словам Ли, не только желание победы - это болезнь, но и само желание - уже проблема:
Желание - это узы. «Желание не желать» - тоже узы. Таким образом, быть непривязанным означает быть свободным одновременно как от положительного, так и от отрицательного. Это должно быть одновременно и «да» и «нет», что в интеллектуальном смысле является абсурдным. Но не в дзен.
Брюс Ли
2) Умирать для техник и знаний
Обучение боевым искусствам для Брюса Ли, означает забыть обо всем, что известно благодаря знаниям. Знания создаются из прошлого, и их забвение подразумевает, что боец должен достичь состояния свободы, чтобы двигаться исключительно в настоящем моменте, без каких-либо ограничений:
Достигнутые навыки и знания необходимо «забыть», чтобы вы могли комфортно плавать в пространстве без препятствий. Учиться важно, но не позволяйте себя порабощать. Любая техника, какой бы ценной и желанной она ни была, становится болезнью, когда разум становится одержим ею.
Брюс Ли
Существует обширная литература по даосской философии, в которой описывается важность развития нашей способности ощущать и справляться с бессознательным с помощью интуиции для решения ряда проблем в нашей повседневной жизни, и Джит Кун До не исключение. Ли, говоря о важности техники, подчеркнул, что боец не должен подчиняться ей или ограничиваться ею:
В Джит Кун До все техники должны быть забыты, и отвечать за решение ситуации должно бессознательное. Техника будет проявляться автоматически или спонтанно. Двигаться с тотальностью, не владея техникой, означает владение всеми техниками.
Брюс Ли
Смерть, в этом смысле, больше связана с идеей постоянного поиска совершенствования ученика на основе забывания предыдущего опыта и развития способности очищать ум, чтобы возникло новое сознание.
3) Умирать для прошлого и будущего
Человек с эго привязан к своему искаженному образу, прошлому и будущему. На этом этапе, для того, чтобы позволить эго умереть, мы должны отбросить любые воспоминания и ожидания от будущего, чтобы мы могли свободно течь в настоящем, здесь и сейчас.
Прошлое и будущее - это идеи, порожденные мыслью, то есть - искусственные.
Прошлое - это набор воспоминаний из памяти.
Будущее - это мысль, созданная из наших тревог и ожиданий.
Настоящее - единственное физико-временное пространство, в котором мы можем действовать.
Разрушение прошлого, которое нас ограничивает, и будущего, которое мы ожидаем, приводит к сознанию исключительно с настоящего момента. В конце концов, все время сосредоточено в настоящем. «Вчера уже прошло, а завтра еще не наступило», - сказал Ошо.
Ли говорит персонажу Джеймса Франсискуса, что он «должен раскрепостить свой честолюбивый ум».
Джидду Кришнамурти, человек, чьи работы изучал Брюс Ли, говорил :
Любая форма проявления честолюбия, будь то ради группы, ради индивидуального спасения или духовного достижения - это отложенное действие. Желание всегда связано с будущим; желание стать чем-то является бездействием в настоящем. Сегодняшний день важнее, чем день завтрашний. Все время - это настоящее, и понять настоящее - значит быть свободным от времени. Становление - это продолжение времени, боли. Становление не содержит бытия. Бытие всегда в настоящем, а бытие - это наивысшая форма преображения.
Джидду Кришнамурти
Джит Кун До учит нас не оглядываться после того, как был выбран курс. Это одинаково относится и к жизни, и смерти.
Чтобы свободно выражать себя, вы должны забыть вчерашний день. От «старого» вы получаете безопасность. От «нового» вы обретаете подвижность.
Брюс Ли
Это всего лишь несколько философских идей, которые Брюс Ли выражал в своих фильмах, книгах и других выступлениях на телевидении, но которые остались незамечены многими людьми.
Брюс Ли изучал философию в Вашингтонском университете в 1960-х годах. Одной из его неоспоримых заслуг было открытие Западу ряда учений, основанных на восточной философии - в основном даосской и буддийской - и включение их в боевые искусства.
Боевые искусства и спорт - отличная метафора для нашей жизни, и, если мы разовьём способность анализировать их с осторожностью и вниманием, можно будет извлечь ценные уроки для нашей повседневной жизни, чтобы преодолевать ряд повседневных проблем.
________________
Tractatum - это место вашего вдохновения. Здесь вы найдёте материал о философии, культуре, саморазвитии и личностном росте.
Подпишитесь на канал, и достигайте своих целей не жертвуя эмоциональным благополучием.