После окончания второй мировой войны наступил период холодной войны который мог перерасти в полномасштабный ядерный конфликт. Обе стороны — СССР и США — готовились к такому развитию событий. кн ИС-4
К середине 1950-х г.г. ситуация с тяжелыми танками в СССР была довольно сложной — те образцы которые уже состояли на вооружении или устарели (ИС-2), или бы слишком дороги в производстве (ИС-4) или отличались плохими эксплуатационными качествами (ИС-3)
или же были недостаточно хорошо защищены против современных противотанковых средств. Иными словами, в тот момент когда на вооружении страны уже состояли целых 4 типа тяжелых танков, каждый из которых имел определенные недостатки, Главное бронетанковое управление Министерства обороны СССР объявило требования на пятый образец. Тот, который должен был объединить лучшие черты предыдущих моделей.
По состоянию на 1956 год, «идеальный тяжелый танк» должен был иметь массу не более 60 тонн, и иметь в качестве основного вооружения 130-мм пушку. Разработку поручили конструкторским бюро Ленинградского Кировского и Челябинского тракторного заводов, с отбором лучшего образца на конкурсной основе.
В 1957-1959 гг. до стадии прототипа дошел тяжелый танк «Объект 279» который в свою очередь был полностью новой разработкой, причем такой смелой и интересной, что до сих пор она считается одной из самых необычных в истории мирового танкостроения.
Работы над «Объектом 279» возглавил Л. С. Троянов (ранее работавший над ИС-4). Выделялась эта машина буквально всем, но наиболее характерной деталью, разумеется была необычная ходовая часть состоящая не из пары, а из двух пар гусениц размещенных под днищем танка.
Корпус танка был сварен из четырёх крупных литых броневых элементов криволинейной формы. Толщина лобовой брони корпуса более чем в два раза превышала аналогичный показатель корпуса танка Т-10М и составляла 269 мм. Верхняя лобовая деталь с максимальной толщиной 192 мм была наклонена под углом 60° от вертикали, а бортовые детали толщиной 182 мм — под углом 45°. Максимальная толщина литой башни сферической формы по всему её периметру составляла 305 мм при угле наклона 30°. Снаружи корпус танка и борта башни имели несъёмные тонколистовые противокумулятивные экраны, дополняющие их обводы до вытянутого эллипсоида. Принятая схема бронирования обеспечивала надёжную защиту лобовой части танка и его бортов от 122-мм бронебойного и 90-мм кумулятивного снарядов на всех дальностях стрельбы.
Вооружение состояло из 130-мм пушки М-65 и спаренного с ней 14,5-мм пулемета КПВТ. Пушка имела систему продувки канала ствола сжатым воздухом. В боевом отделении были размещены двухплоскостной стабилизатор «Гроза», оптический прицел-дальномер ТПД-2С, ночной прицел ТПН и механизированная укладка снарядов и зарядов с электромеханическим досылателем. Боекомплект пушки состоял из 24 выстрелов раздельно-гильзового заряжания.
В танке устанавливался 16-цилиндровый Н-образный четырёхтактный дизельный двигатель ДГ-1000 (950 л. с.) или 2ДГ-8М (1000 л. с.) с горизонтальным расположением цилиндров и эжекционной системой охлаждения. Однопоточная гидромеханическая трансмиссия включала двухреакторную комплексную гидропередачу, планетарную коробку передач с тремя степенями свободы и двухступенчатые ПМП. Для изменения скорости движения танка использовались три передачи переднего хода, при этом переключение двух высших передач было автоматизировано.
В ходовой части применялась нерегулируемая гидропневматическая подвеска и ленточный четырёхгусеничный движитель. В состав двигателя входили 4 гусеничные ленты с закрытым металлическим шарниром, 4 ведущих колеса, 4 направляющих колеса, 24 опорных катка малого диаметра и 12 поддерживающих катков. Подобными по системе жидкостной подвески Объекту 279 являются японский танк Type 74 и шведский Stridsvagn 103.
Ходовая часть была смонтирована на двух продольных пустотелых балках, которые выполняли роль топливных баков. Конструкция гусеничного движителя обеспечивала высокую проходимость по глубокому снегу и заболоченной местности. Она исключала посадку танка на днище при преодолении вертикальных препятствий (надолбы, пни, ежи). Среднее давление на грунт составляло всего 0,6 кгс/см², то есть приближалось к аналогичному параметру легкого танка. Это был уникальный образец тяжелого танка повышенной проходимости.
Благодаря оригинальным техническим решениям ходовая часть этого 60-тонного танка была даже на 0,5 т легче, чем у танка Т-10М. Однако конструкция ходовой части была сложной в эксплуатации и ремонте в полевых условиях, ограничивала возможность уменьшения высоты танка при дальнейшей модернизации и имела большие потери мощности в гусеничном движителе, особенно при движении в распутицу. Ещё одним серьёзным недостатком четырёхгусеничной ходовой части являлось сопротивление повороту, в 12 раз превосходящее величину для аналогичного танка, выполненного по классической схеме.
В отличие от двух других прототипов, «Объект 279» обладал завидной проходимостью на пересеченной местности, чуть ли не абсолютной защитой, и мог действовать в условиях радиоактивного заражения местности. Однако конструкция была слишком необычной, и как следствие слишком «сырой».
По результатам испытаний (1959 г.) «Объект 279» был отмечен как имеющий серьезные недостатки ходовой части, слишком высокий силуэт, низкую поворотливость, высокие сложность внутреннего устройства и цену.
Проект тем не менее не отвергли, и скорее всего даже предполагалась его доводка до более «кондиционного» состояния, однако 22 июля 1960 г. на демонстрации новой техники на полигоне Капустин Яр Н.С. Хрущев категорически запретил прием на вооружение любых танков массой более 37 т.
В карьере «Объекта 279» была поставлена точка, а работы по машине свернуты. Единственный сохранившийся тяжелый танк типа «Объект 279», ныне экспонируется в музее бронетанковой техники в Кубинке.
Интересен тот факт, что до самого появления Т-80У, «Объект 279» оставался самым защищенным и мощным танком в мире, имеющий рекордный уровень защищенности достигнутый без применения динамической защиты.
Сделано в СССР. Секретный радар "Дуга".
Техническое чудо? или дорога в ад?Мифическая скважина СССР.
Трагедия СССР которую удалось предотвратить. План Сталина.
Проект 903 «Лунь». Чудо инженерной мысли СССР.