Кто в детстве бывал у родственников в деревне, встречал иногда необычную традицию – в старых домах зеркала вешались под самый потолок и наклонно.
На самом деле, это вовсе не деревенский чудаковатый обычай, до революции так вешали зеркала и в мещанских городских квартирах, и это было очень практичным.
Все дело было в стоимости зеркал. Их делали вручную, шлифовали и осторожно покрывали тонким слоем отражающего состава или фольгой, от того и ценились зеркала немало.
У каждой девчонки было дешевое маленькое зеркальце, а вот настенные домашние – не у всех. Небогатые семьи если и могли позволить купить себе комнатное зеркало, то небольшого размера, даже и такое стоило существенную часть рабочей зарплаты.
А чтобы по максимуму использовать небольшое настенное зеркало и видеть в нем себя целиком придумали вешать его наклонно под потолком.
Конечно, отражение было искаженным – голова казалась непропорционально большой, а ноги терялись, но люди и такому были рады.
Шло время, технологии не стояли на месте, и зеркала постепенно дешевели. Вот уже средняя городская семья могла позволить себе зеркало покрупнее – но по привычке все равно вешали к потолку. И только с появлением по-настоящему больших зеркал, трюмо и зеркальных дверец шкафов, традиция постепенно сходила на нет.
А вот в деревнях этот процесс отставал от города лет на сто – народ там жил беднее, сильный разрыв в доходах сохранялся буквально до 70-х годов 20-го века. Потому и застали некоторые из нас деревенские обстановки с висящими под потолком зеркалами, приветами из 19-го века.
Кстати, была и вторая причина, почему зеркало вешали высоко – так его сложнее было случайно задеть и разбить, ведь помещения были очень тесными. Да и потолки строили низко, так что зеркалу под потолком было самое место.
Интересно, что и картины часто вешали наклонно под потолок – но причина была совершенно иная. Ведь картины появлялись в интерьере состоятельных семей, тут деньги были совершенно не при чем.
Хотя задирать голову и рассматривать картины, висящие выше линии глаз, требовало дополнительных усилий, наклонно вывешенные картины выглядели лучше – на них не было бликов. А еще считалось, что крупные полотна лучше рассматривать снизу вверх.
А простые семьи, если у них находилось, чем украсить стены, тоже начали копировать этот прием и вешать картины или фотоснимки родных повыше. И это тоже поддерживалось практичностью – ведь потолки были низкими, и так картины смотрелись в маленьких комнатах интереснее.
Даже и сейчас многие вешают картины с небольшим наклоном, хотя и не под потолок.
Еще по теме: