Найти тему
С Богом по жизни

Искушение Иисуса

«Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих. Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего. Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне. Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи. Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему» (Мф. 4:1-11).

Непосредственно перед началом Своего публичного служения Христос сошелся с врагом в величайшем противоборстве, которое стало Его испытанием. Зло предстало перед Ним со всей своей невероятной силой и омерзительной откровенностью. Такой страшной атаки до того никогда не было и больше никогда не будет.

Предварительно нам нужно рассмотреть три немаловажных аспекта искушения Христа:

(1) Место. Действие происходило в пустыне. Полем битвы было выбрано безлюдное место, отрезанное от человеческого сочувствия. Все внешнее и поверхностное отброшено, осталась лишь самая суть искушения. Говорят, что Адам, согрешив, превратил сад в пустыню, а Иисус, противостав греху, превратил пустыню в сад.

(2) Противников. На одной стороне был Иисус, только что принявший крещение, во время которого Бог признал Его Своим Сыном. Выйдя из воды, Он был готов начать Свое личное служение. На другой стороне был дьявол. В пустыне Иисус встретился лицом к лицу с князем, господствующим в воздухе, богом этого мира, правителем сил тьмы (2 Кор. 4:4; Еф. 2:2; 6:12).

(3) Значение. Это противоборство не было случайностью, и произошло оно не беспричинно. Мф. 4:1 говорит: “Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню для искушения от дьявола”. Исполнялся божественный план. Наверное, ничто не показывает это так ясно, как тот факт, что в этом споре дьяволу пришлось показать себя во всей своей красе. Сатана не любит бороться в открытую. Он предпочитает действовать скрытно, через своих агентов. Однако с Иисусом он вынужден был встретиться лицом к лицу, ибо только так могли осуществиться Божьи планы.

Именно тот факт, что дьяволу-таки пришлось действовать открыто, делает изучение Искушения таким ценным. Таким образом были обнажены его методы и цели. По ходу изучения трех искушений Иисуса обратите особое внимание на то, насколько искусен был сатана. Он обольщал людей тысячи лет. И весь свой тысячелетний опыт он обратил на Христа.

ПЕРВОЕ ИСКУШЕНИЕ (4:1-4)

Первое искушение, которое сатана устроил Христу, было физическим испытанием.

Сатана (ст. 1-3)

«...Иисус возведен был Духом в пустыню для искушения от дьявола и, постившись сорок дней и сорок ночей,5 напоследок взалкал. И приступил к Нему искуситель…» (ст. 1-3).

Задачей сатаны в первом искушении было испытать верность Христа Богу. Он бросил Иисусу вызов: “Если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни эти сделались хлебами” (ст. 3). Сорок дней назад Голос с небес возвестил: “Это Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение” (Мф. 3:17). И теперь дьявол, по сути, говорил: “Если Голос сказал правду — если ты в самом деле Божий Сын — тогда почему ты голоден? Какая польза от положения без привилегий?” Сатана намекал, что если Иисус превратит камни пустыни в хлеб, то достигнет двух целей: и Свою естественную нужду (голод) удовлетворит, и Свое Сыновство докажет.

Если бы я был на месте Иисуса, то, вероятно, ответил бы: “Я покажу тебе, дьявол!” И мгновенно осуществил бы превращение. Я не люблю отступать перед вызовом. Может, и вы такие же?

Христос (ст. 4)

Христос разгадал уловку сатаны. “Он же сказал ему в ответ: «Написано»” (ст. 4). Оружием Иисуса против искушения было Божье Слово. Псалмопевец говорил: “В сердце моем сокрыл я слово Твое, чтобы не грешить пред Тобою” (Пс. 118:11). Одна из лучших гарантий против искушения — наполнить свое сердце Словом!

Соответствующий текст, помогающий отразить это искушение, находится во Втор. 8:3. Иисус процитировал: “Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих” (ст. 4). Во-первых, отметьте слово “человек”: “Не хлебом одним будет жить человек...” Сорок дней в пустыне были, главным образом, испытанием не божественности Иисуса, а Его человеческой природы. Его цель состояла не в доказательстве того, что Он Бог, а в демонстрации того, что Он в полной мере Человек, живший в полном согласии с открытой волей Божьей.

Иисус устоял перед первым искушением.

ВТОРОЕ ИСКУШЕНИЕ (4:5-7)

Второе искушение было духовным испытанием.

Сатана (ст. 5, 6)

Сатана так легко не сдается. Для своего следующего искушения он тщательно подобрал место. Он перенес Христа в “святой город” Иерусалим (ст. 5), место, дорогое для иудеев — и для Иисуса (Пс. 47:3; 136:5; Мф. 23:37). Затем он взял Его в храм, самое почитаемое место в этом городе. И, наконец, поднял Его на самую высокую точку строения. Текст говорит, что он поставил Его “на крыле храма” (ст. 5). Вероятно, самым высоким местом храма было южное крыло, с которого можно было, посмотрев вниз, увидеть как храмовый комплекс, так и панораму раскинувшегося вдаль города. Это была стратегическая позиция, одновременно дававшая ощутить собственное величие.

Стоя рядом с Иисусом на высоком парапете, сатана сказал Ему: “Если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: «Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею»” (ст. 6).

Дьявол испытывал веру Иисуса в Бога. Иными словами, он говорил: “Ты ведь веришь в Бога? Давай посмотрим, как сильно Ты веришь в Бога. Достаточно ли Ты доверяешь Ему, чтобы броситься с этого парапета?” И еще: “Ты привел Писание. Я сам немного знаю Писание. Вот, послушай…” И он процитировал Пс. 90:11, 12. Псалом 90 — это псалом безоговорочной веры в Господа. Вот его первый стих: “Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится”.

Какое это было (и есть) коварное искушение! Оно намекает, что вера наиболее полно выражается в попытке совершить что-то необычное — что-то геройское, дерзновенное и даже опасное.

Христос (ст. 7)

Дьявол попытался сражаться “мечом духовным” (Еф. 6:17), но Иисус показал, что Он владеет им лучше. “Иисус сказал ему: «Написано также: Не искушай Господа, Бога твоего»” (ст. 7). Или другими словами: “Сатана, ты процитировал отрывок из Писания, но нет такого единственного отрывка, который бы с исчерпывающей полнотой передавал то, что на данную тему говорит Слово. Необходимо взять все, что об этом говорит Библия”. Много заблуждений возникает из-за того, что люди берут изолированные стихи и не рассматривают другие отрывки, относящиеся к той же теме.

Затем Иисус процитировал из Втор. 6:16: “Не искушай Господа, Бога твоего” (ст. 7). Не поймите ответ Иисуса превратно. Он вовсе не имел в виду Себя и не говорил: “Нельзя искушать Меня”. (Не забывайте, что Он подвергался этим искушениям как в полной мере Человек, а не как Божество). Он сказал, что не должен испытывать Бога.

Сатана сказал, что, спрыгнув с крыши храма, Иисус покажет, что доверяет Богу; Иисус же ответил, что это будет означать, что Он искушает Бога. На самом деле это показало бы, что Он не доверяет Богу. Если мы полностью доверяем кому-то, то не видим необходимости проверять его. И только в том случае, если наша уверенность в нем поколебалась, на ум приходит мысль о необходимости проверки.

Доверие к Богу выражается в нашей уверенности в том, что Он поможет нам справиться со всеми превратностями жизни. А не в искусственных испытаниях, которым мы Его подвергаем.

И вновь Иисус показал Себя Человеком, который руководствуется одним принципом: Он твердо решил не отступать от Божьей воли. Он устоял перед вторым искушением.

ТРЕТЬЕ ИСКУШЕНИЕ (4:8-10)

Третье искушение было решающим, ибо это было испытание миссии Иисуса — или, точнее, испытание решимости Иисуса исполнить Свою миссию любой ценой. Потерпев неудачу в попытке погубить Слугу, сатана попытался погубить Его служение.

Сатана (ст. 8, 9)

Это искушение было самое дерзкое и наглое из всех. В первых двух искушениях Иисус разоблачил хитрую маскировку дьявола и его истинные злые мотивы. В третьем искушении сатана сам отбросил всякий маскарад и отказался от уловок. Он открыто, прямо, вызывающе потребовал от Христа поклониться ему.

“Опять берет Его дьявол на весьма высокую гору, и показывает Ему все царства мира и славу их” (ст. 8). Попытайтесь представить себе славу всех царств мира, всех империй, настоящих и прошлых: великой Римской империи, Греции, Персии, Вавилонии, Ассирии, Египта, царства Давида и Соломона — не говоря уже о таких царствах, как Вифиния и Сирия плюс все царства в неизведанных землях! Все это промелькнуло перед глазами Иисуса.

Затем сатана сказал: “Все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне” (ст. 9). Сказанное подразумевало, что всем этим распоряжается дьявол (см. Лк. 4:6) — и Иисус не отрицал этого. Если бы предложение не было вполне деловым, то не было бы и искушения. Некоторые считают, что это искушение содержало ложь: сатана-мол обещал то, что не мог дать. Такое искушение могло бы сработать в вашем или моем случае — но никак не в случае Иисуса, который глубоко знал духовный мир. В дни Иисуса все было так, как и сегодня: сатана властвовал над царствами мира. Они подчинились его подстрекательствам; они повиновались его повелениям; они попали в плен его воли. Позже Иисус назвал его “князь мира сего” (Ин. 12:31).

Я уже высказывал мысль, что это искушение было испытанием миссии Иисуса. Дьявол говорил, что Иисус может достичь почти той же цели без страдания и смерти. Он предлагал короткий путь к божественному предопределению. Насколько проще было бы преклонить колена, чем умереть!

Это искушение для Иисуса могло означать, возможно, больше, чем сатана мог осознавать даже при всем своем хитроумии. Чтобы понять весь ужас того, что ожидало Христа, представьте Его в Гефсиманском саду, когда Он изливал сердце Отцу, а по лицу Его струился пот: “Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия” (Мф. 26:39). Представьте Его на кресте, когда Он восклицает: “Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?” (27:46). Не сомневайтесь: это было настоящее искушение.

Между прочим, отметьте высокое мнение сатаны о Христе. Он считал, что Иисус стоит больше, чем все царства, которые были у него. Некоторые не верят, что смерти Иисуса может быть достаточно для всех, но дьявол знал Его истинную цену.

Христос (ст. 10)

Отвечая дьяволу, Иисус впервые заговорил как имеющий Свою собственную власть. Эту власть Он обрел благодаря победам, одержанным в предыдущих атаках.

Вначале Христос резко приказал искусителю: “Отойди от Меня, сатана” (ст. 10). Затем Иисус опять поднял меч Слова, процитировав из Втор. 6:13: “Ибо написано: «Господу, Богу твоему, поклоняйся и Ему одному служи»” (ст. 10). Слова Христа обнажили суть этого искушения. Сказанное дьяволом сводится к следующему: “Поклонись мне, и я сделаю Тебя господином царств”. Христос указал, что поклонение неотделимо от служения. Он не мог поклониться сатане, не став его слугой. Сатана сделал бы Его марионеточным правителем царств мира, но в действительности Он ничего бы не получил. Сатана по-прежнему держал бы все под своим контролем.

И снова Иисус не нарушил воли Своего Отца. Он был готов пойти на крест, чтобы установить Свое царство.

Ответ Иисуса показал, что Божьи награды бесконечно лучше наград сатаны. Сатана может придать этим наградам привлекательный вид — о чем свидетельствует внешняя слава царств мира. Рассказ об искушении Иисуса у Луки имеет одну многозначительную деталь: дьявол показал Иисусу империи “во мгновение времени” (Лк. 4:5). Стоит посмотреть на эти царства чуть дольше, и сразу станет ясно, что нет в них почти или вовсе никакой ценности. Их слава была славой мишуры, а не золота. Как сказал Иоанн, “И мир проходит, и похоть его” (1 Ин. 2:17).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ (4:11)

После ответа Христа дьявол замолчал — доказательство его поражения. Стих 11 говорит: “Тогда оставляет Его дьявол”. Много лет назад Т. Б. Ларимор проповедовал об искушении Иисуса. Его рассказ был таким ярким, что, когда он сказал “дьявол оставил Его”, аудитория дружно перевела дух.

Однако Лука в своем повествовании добавляет: “И, окончив все искушение, дьявол отошел от Него до времени” (Лк. 4:13). Мы еще увидим, как сатана продолжал искушать Христа: народ пытался сделать Его земным Царем (Ин. 6:15); люди постоянно требовали от Него знамения (Лк. 11:29); один из Его учеников даже попытался отговорить Его идти на крест (Мф. 16:21-23). И все же с того времени Иисус уже разговаривал с дьяволом и его агентами как Господин с рабами. Он одержал победу.

Из пустыни Христос вышел, подготовленный к Своему служению. Лк. 4:14 говорит нам, что “возвратился Иисус в силе Духа в Галилею”. Из Своего испытания от также вышел, готовый к распятию. Он остался безгрешным Сыном Божьим, “непорочным и чистым Агнцем” (1 Пет. 1:19).

История Искушения содержит много практических уроков для нас. Она подчеркивает, что, готовясь к искушениям, мы должны изучать, даже заучивать наизусть Божье Слово. Она также демонстрирует истину Иак. 4:7: “Противостаньте дьяволу, и он убежит от вас”. А вот, пожалуй, самая ценная весть: когда мы подвергаемся искушению, Иисус понимает и сочувствует. Автор Послания к евреям пишет:

«Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха. Поэтому да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи» (Евр. 4:15, 16).

Мы тоже, с Божьей помощью, можем победить сатану!

Милость / милосердие | С Богом по жизни | Дзен

👉🏻 Подбор и покупка туров (Реклама. ООО "Онлайн Тревел Групп". ИНН 7708398818)