Найти в Дзене
ROCK-N-ART

1987 - Настя. "Тацу" или Добро пожаловать в окно!

Памяти Леонида Порохни, звукорежиссёра альбома "Тацу", посвящается. (1960-2020 гг.)
Оглавление

ПОСВЯЩАЕТСЯ ПАМЯТИ ЛЕОНИДА ПОРОХНИ (1960-2020 гг.)

Леонид Порохня, звукорежиссёр альбома "Тацу". 1980 гг.
Леонид Порохня, звукорежиссёр альбома "Тацу". 1980 гг.

ВСПОМИНАЕТ ЕГОР БЕЛКИН:

Летом 1987 года, случилось следующее: вокалистка группы «Трек» Настя Полева написала собственный материал. Трековцы, надо сказать, предпочитали мужской вокал, им трудно было смириться с тем, что люди предпочитают слушать женский. Бедную Настеньку заставляли петь натужно, изображая мужской вокал, результат вы можете услышать на недавно изданных ремастированных альбомах группы Трек.

Андрей "Борщ" Балашов и Настя Полева в группе Трек. Фото С. Кислова. Начало 1980-х гг.
Андрей "Борщ" Балашов и Настя Полева в группе Трек. Фото С. Кислова. Начало 1980-х гг.

Лишь один человек в группе по кличке «Борщ» (Андрей Балашов), который был скрипачом и вокалистом, с симпатией относился к Настиному творчеству, и помогал ей. Он и сказал ей: «Ну что ты паришься? Пиши собственный материал, и будешь молодец!».

Настя с этой идеей пришла ко мне, я обошёл всех своих знакомых музыкантов, и некоторые согласились. Например, Лёша Хоменко: он не только сам поучаствовал, но и «клавишу» свою предоставил. Тогда это было всё очень трудно доставать!

Егор Белкин и Настя полева в середине 1980-х гг.
Егор Белкин и Настя полева в середине 1980-х гг.

Я, например, брал на запись какой-то ленточный ревер в ресторане у Вити Алавацкого, который я был обязан до начала их выступления обязательно вернуть. Так или иначе, с миру по нитке, голому рубаха.

Мы собрались в подвале Университета, где располагалось университетское телевидение, которым заведовал Лёня Порохня. На магнитофоне «Олимп», переделанном на 38 скорость, записали Настины песни для альбома, который получил название «Тацу».

Александр Калужский
Александр Калужский

Из приглашённых людей был Александр Калужский, который вёл наши рок-клубовские концерты, это он кричал по-английски в рупор: «Tatsu, Tatsu, army s gone, the war is over, Tazu, Tazu, your emperor surrendered, leave your rocks, gun unloaded!» Наш постоянный соратник Лёша Могилевский на саксофоне в песнях «Ночные братья» и «Тацу».

Вокальные партии записывали так: на длинных-длинных проводах микрофоны свешивались с верхнего четвёртого этажа в лестничный пролёт, где на первом этаже стояла вокалистка – это всё Лёня Порохня придумал. За несколько ночей всё это было записано.

Первая зарубежная публикация в германской прессе
Первая зарубежная публикация в германской прессе

Судьба этого альбома уникальна: он сразу стал хитом! Мы купили клавишу Roland-20 и поехали на гастроли. Мы объехали весь Советский Союз и даже съездили в Германию. Мы выступали в Нюрнберге на том самом стадионе, где когда-то проходили шествия фашистов, а мы там играли Настины песни. Хороша судьба альбома «Тацу». Недавно мы отметили 35-летие этого альбома: широко отпраздновали и сыграли эти песни в новых аранжировках с теперешним звуком. Песни до сих пор в репертуаре, и мы их играем с большим удовольствием!

ВСПОМИНАЕТ НАСТЯ ПОЛЕВА:

Альбом «Тацу» был записан в 1987 году летом в полуподвальном помещении Уральского Университета, в котором работал наш друг Лёня Порохня. В память о нём хотелось бы сказать много тёплых слов благодарности. Я не помню историю, как этот вариант всплыл, не исключаю, что это было предложение именно со стороны Леонида. На предоставленной Ильёй Кормильцевым четырёхканальной портостудии SONY была возможность быстро и организованно всё записать. Днём студия работала на запись учебных программ, поэтому у нас был вариант записывать только по ночам.

Новый "послетрековый" имидж Насти. Фото. И. Зиганшина
Новый "послетрековый" имидж Насти. Фото. И. Зиганшина

Только после закрытия Университета мы попадали внутрь через дворовое окно. Насколько я помню, запись была сделана очень быстро. Альбом практически был готов, музыканты знали, что играть. Записывали тоже всё организованно и быстро, потому что времени особо не было. Мы не знали всех тонкостей, чтобы песни «отвиселись на ушах», эмоционально прочувствовались. Ничего этого не было. Нам надо было срочно зафиксировать готовый материал. Все участвовали с энтузиазмом, начиная с Леонида Порохни, которому всё это очень нравилось. Всё происходило впервые, все были рады, все были готовы участвовать хоть в чём-то, потому что это было событие, приключение и очень интересно. Мы понимали, что практически получалась профессиональная запись, может не впервые, но в данный момент с этой портостудией процесс происходил в облегчённом варианте, с технической точки зрения было уже попроще. Не надо было как-то особо изгаляться. По ночам записывать, конечно, не очень удобно (нормальные люди ночью спят), но молодым море по колено и все работали, как днём, с ясным умом и сознанием, на эмоциональном настрое.

Лицевая сторона конверта альбома "Тацу". Дизайн и фото Ильдара Зиганшина. Как я догадываюсь, дизайн был расчитан под виниловый формат, но победа CD в середине 80-х фактически уничтожили все старания дизайнеров и художников
Лицевая сторона конверта альбома "Тацу". Дизайн и фото Ильдара Зиганшина. Как я догадываюсь, дизайн был расчитан под виниловый формат, но победа CD в середине 80-х фактически уничтожили все старания дизайнеров и художников

Препятствия были с точки зрения исполнительской, что-то приходилось переписывать, но недолго. Всё записали за неделю, а может и меньше, я уже точно не помню. Так как своей группы не было, помогали все, кто мог. А изначально музыкальный материал к альбому я написала по наставлению коллег музыкантов, мол, чтобы не ходила не попрошайничала песни. Они меня направили в русло своего авторства, чтобы попробовать самой что-то сочинить через «не могу» и «не умею», просто попытаться придумать что-то стоящее. И была обещана помощь, если песни понравятся, и будет интересно делать этот материал, если он будет достойный. Раз ребята за него взялись, значит, посчитали, что из него что-то путное получится.

Обортная сторона конверта альбома "Тацу". Дизайн и фото Ильдара Зиганшина
Обортная сторона конверта альбома "Тацу". Дизайн и фото Ильдара Зиганшина

Участвовали Владимир Назимов - на барабанах, Александр Пантыкин на клавишных, Алексей Хоменко, тоже на клавишных, Егор Белкин - как аранжировщик и организатор всей этой записи, Владислав «Вадик» Шавкунов на бас-гитаре, Алексей Могилевский на саксофоне, даже Александр Калужский речи произносил на английском языке. Всё это было внове и необычно, некоторые экзотические песни делались с использованием необычных инструментов и ходов, совсем не подходящих для рок-группы. Поэтому веселья было столько же, сколько и серьёзности.

Кадр из дипломного фильма Алексея Балабанова "Настя и Егор", 1989 г. Запись альбома "Тацу"
Кадр из дипломного фильма Алексея Балабанова "Настя и Егор", 1989 г. Запись альбома "Тацу"

Может кто-то скажет сегодня, что запись не очень качественная, но в ней передан тот дух, то настроение, энтузиазм, задор. Играли, как умели и я пела, как могла петь тогда. Так как песни были «не петые» на концертах исполнялись в студии впервые, это обязывало искать какие-то вокальные решения прямо в процессе записи, за несколько дублей. Это очень сложно, когда толком не знаешь, как нужно спеть. Я очень строго к этой записи не отношусь, потому что надо было галопом быстро всё сделать.Это был первый номерной альбом, и была надежда, что он получит какой-то отклик.

Кадр из дипломного фильма Алексея Балабанова "Настя и Егор", 1989 г. Запись альбома "Тацу". Через окно тон-зала виден Леонид Порохня
Кадр из дипломного фильма Алексея Балабанова "Настя и Егор", 1989 г. Запись альбома "Тацу". Через окно тон-зала виден Леонид Порохня

Алексей Могилевский признавался, что он вообще не понимает, что происходит, и что это вообще будет иметь какой-то отклик. Но самому ему нравилось, нравились песни, так же как нравилось и самому Илье Кормильцеву. Я изначально предлагала написать тексты ещё двум авторам. Они хорошо сделали свои варианты, но мой выбор пал на пробную версию Кормильцева. Мне показалось, что фонетически и тематически он попадает в женскую специфику рок-музыки. Он хорошо чувствовал, понимал меня и у него к тому времени был уже большой опыт работы в качестве текстовика с «Урфином Джюсом», несколько песен написано для «Наутилуса», то есть в плане опыта он был более вооружённый.

Настя Полева, Илья Кормильцев и Егор Белкин во время нашей с Ильёй поездки в С.-Петербург в феврале 1999 г. Фото А. Коротича
Настя Полева, Илья Кормильцев и Егор Белкин во время нашей с Ильёй поездки в С.-Петербург в феврале 1999 г. Фото А. Коротича

Мне показалось, что Илья тоже с удовольствием участвовал в создании альбома «Тацу», торчал на студии ночами, наблюдал за нами. Когда альбом записали, стихийное распространение магнитофонных копий сделало своё дело. Разнеслось по стране, и пошла обратная реакция критиков и слушателей. Докатилось и до Москвы, и до Питера, и до радио и дальше пошла цепная реакция… Повторяю ещё раз, что группы вообще не было. Была Настя Полева автор-исполнитель, которая придумала песни, а музыканты, коллеги по цеху помогали, надеясь на хороший результат, прикладывали все свои умения и таланты. Все впервые сталкивались с женским рок-материалом и для всех это была неизведанная дорога. Они её прошли. Получили необычный для них опыт, и, как мне кажется, вполне достойно справились со всеми задачами. За что им, конечно же, пожизненное спасибо и благодарность.

Настя выступает на Подольском рок-фестивале в 1987 г.
Настя выступает на Подольском рок-фестивале в 1987 г.

АЛЕКСАНДР КУШНИР. ФРАГМЕНТ КНИГИ "100 МАГНИТОАЛЬБОМОВ СОВЕТСКОГО РОКА":

…Сессия происходила в июне 87-го года в подвале университетской лаборатории технических средств обучения, в которой тогда
работал Порохня. В записи ему помогал Сергей Осокин — телевизионный видеомастер и коллега Порохни по работе в университете.
Запись осуществлялась на два рок-клубовских магнитофона «Олимп» (переделанных Полковником на 38-ю скорость) и на кормильцевскую четырехканальную портостудию Sony. Весь звук шел через старый пульт «Электроника» — таким образом звукооператоры добивались условной многоканальности. Хоменко привозил на ночь из ресторана сразу несколько японских синтезаторов, от которых Пантыкина отрывали под утро с помощью автогена и башенного крана.
…Как только началась сессия, все дрязги между музыкантами прекратились и работа закипела — все-таки в студии собрались профессионалы. Мэтры есть мэтры — понимая всю важность и серьезность этого проекта для Насти, они постарались свести халяву к минимуму.

Слушать альбом: НАСТЯ - "Тацу"

Начало всего читайте здесь: "С роком 40 лет". Как появилась эта книга Спасибо, что дочитали до конца. Не оставляйте без внимания: оцените пальцем, похвалите в комментариях, делитесь с друзьями в соцсетях - мне не жалко!

Подписывайтесь на мой канал ROCK-N-ART