Найти тему
antilapka

Роковая надежда

Экранизация повести "Роковая ошибка" Михаила Рощина из сборника "Полоса" - трудно быть молодыми или же нелегко взрослым рядом с такими подростками

На рубеже 90-х на экране возникла целая серия фильмов о том, как "трудно быть молодым". Притом взамен прежних утомительно сусальных штампов возникли новые – "разоблачительные", затрагивающие закрытые прежде темы самого широкого спектра – от проклятий тоталитаризму до моральной и сексуальной свободы. С понятным опозданием российское кино, судя по всему, пыталось наверстать упущенное… Молодые герои подобных лент шокировали окружающих вызывающими манерами, были не прочь "раздавить" бутылочку-другую, расслабиться в дискотеке и сауне, умело "снять девочек", "вмазать" кому-то в ухо, или (более жестокий вариант) – всадить в живот "перо". Они жили в убогих лачугах на краю города, почти всегда рядом с заводской трубой или железной дорогой. У них были неблагополучные семьи с пьющими отцами и замученными тяжелым бытом матерями. По вечерам парни собирались в группы "металлистов", "люберов", "рокеров" и других "неформалов". Разочарованные и опустошенные, они изображались жертвами общества… - "Трудно быть молодым: кино и школа", Александр Фёдоров.

Фильм "Роковая ошибка" является ярким представителем "кина 90-х", практически "классическая" чернуха в комплекте со всеми обязательными элементами той эпохи - отвязными малолетками, распитием алкоголя в убогой пивнушке на окраине, попрошайничеством и прочими поведенческими признаками, составляющими "шарм" того времени.

Четыре подруги, практически банда, Надя (Надёк), красавица Лена (Ленок), Жирафа и Бухара отрываются по полной. Они стреляют деньги у метро - не от голода, а скорее, от скуки; соревнуются друг с другом у кого получится больше собрать; дерутся со сверстниками, прогуливают школу, а у преподавателей и родителей вызывают лишь гнев и отчаяние своим непробиваемым непослушанием.

"Роковая ошибка", кадр из фильма
"Роковая ошибка", кадр из фильма

Надя влюбляется в солдата, вернувшегося из Афганистана, но сама пребывает в растерянности - она не знает, что ей делать с этим чувством. Любовь и привязанность ассоциируются у неё со слабостью, даже лучших подружек она держит в страхе, доказывая свой авторитет каждой, кто посмеет засомневаться в её лидерстве.

"Роковая ошибка", кадр из фильма
"Роковая ошибка", кадр из фильма

Озлобленность Нади связана с её подсознательным, она ощущает это - где-то на уровне чувств, но не слов, и не может правильно сформулировать, объяснить окружающим, что её "бесит". Её агрессия, направленная на приёмную мать, её побег от родной матери в последний момент из аэропорта - Надя понимает, что её просто используют. Она не хочет быть "утешением" и "лекарством от одиночества", не хочет, чтобы её держали при себе, поэтому и пытается казаться хуже, чем она есть на самом деле.

Биологическая мать Нади - красивая, шикарная, обеспеченная женщина, но брошенная любимым мужчиной, ради которого она в своё время и оставила Надю в детдоме. Она чувствует подступающее одиночество и хочет, чтобы дочь была рядом с ней. "Роковая ошибка" её молодости стала вдруг панацеей от тоски и печали.

"Роковая ошибка", кадр из фильма
"Роковая ошибка", кадр из фильма

Приёмная мать Нади (язык не поворачивается назвать её мачехой) - слабая, измученная женщина, которая не могла иметь детей по медицинским показаниям. Она взяла Надю из детдома, чтобы подарить ей своё тепло и ласку, но также и для себя. "Человеку нужен человек" - как говорил Снауд в "Солярисе" - и маленькому, и большому, и богатому, и бедному, и молодому, и уже уставшему от жизни.

Человеку не нужен космос
Его вовсе не пленяют колючие звёзды
Он способен выжить без свободы, и даже без Бога
Ему не нужно многого, но это важно как воздух
Ведь человек живёт надеждой
Что душу освещает как тёплый луч вешний

В минуты неги и полнейшего отчаяния
Человеку нужен человек и это главное...
песня "Солярис", текст - Дядя Женя

Но приёмная мать брала для себя малышку "с золотыми локонами" и "пухлыми щёчками", которая вдруг превратились в совершенно другого человека, со своими радостями и печалями. "Сахарить вас надо, пока маленькие, чтобы не вырастало вот такое!" - горькие слова мамки Клавдии по отношению к Наде. Неужели она действительно думала, что Надя так и останется вечным ребёнком - послушным и славным, всем довольным и ничего не требующим?

__

Повесть "Роковая ошибка" гораздо мягче, чем фильм, который пытается эпатировать зрителя, но почему-то никакого катарсиса не случается. Надрывные истерики, идиотские поступки выглядят странно, а самое главное, что героини не выглядят неблагополучными подростками - к сожалению, им не веришь.

Да, авторы «Роковой ошибки» (также, впрочем, как и «Трагедии в стиле рок» или «Дорогой Елены Сергеевны») с гордостью объявляли, что их работ не касалась безжалостная редакторская правка, способная превратить пушистую елку в отполированный до изумительного блеска телеграфный столб. Проблемы во многих таких лентах затрагивались серьезные и важные. Однако и в режиссуре, и в актерской игре, и в изобразительном решении ощущалась какая-то приблизительность, небрежность и торопливость. В результате проблемность не выходила за рамки короткого газетного фельетона.
- "Трудно быть молодым: кино и школа", Александр Фёдоров.

Возможно, что это проблема в отсутствии профессионализма у девушек, исполнивших главные роли, а может - это было сделано специально для придания "документальности". Во многих сценах ракурс идёт из-за стены или куста - для создания эффекта скрытой камеры.

Для юных актрис опыт работы в данной картине стал первым (а для многих и единственным). Из этой плеяды мне хочется выделить Наталью Андросик (Ленок) - девушку удивительной, потрясающей, неземной красоты. К сожалению, у себя на родине она успела сняться всего в 3 картинах, а затем эмигрировала в США, где продолжила карьеру, но уже как модель.

__

О чём же этот фильм? Наверное, о любви - как бы странно это не прозвучало. Об умении любить другого человека и не считать это слабостью, не бояться этого чувства; об умении делать выбор, совершать ошибки, признавать их и пытаться исправить; о прощении и терпении, которые отнимают у нас отчаяние, обида и злость на окружающих. "Роковая Надежда" чем-то перекликается с "Маленькой Верой" - фильм про Надю чем-то сам напоминает подростка, который пытается переплюнуть в отвязном поведении более старшего товарища (Веру), самоутвердиться и почувствовать себя лучше за счет других, хотя соревноваться лучше в другом, а гордиться тут и вовсе нечем.

Пойми, не заглянуть в глубины взглядом сальным
Тем, кто оставил души в холодном доке на стапеле
Идущим к большим победам ценой подлостей малых
Ценой тонкой фальши и искусного блефа
Так что идите дальше, а я остаюсь, пожалуй
Я остаюсь без надежды, но остаюсь человеком
Я остаюсь человеком...
песня "Солярис", текст - Дядя Женя

Благодарю за внимание!