Найти в Дзене

Белорусский протест: женский демарш против Лукашенко

Когда эксперты утверждают стандартность подхода организаторов «цветных» волнений в Белоруссии, то понимать в буквальном смысле этого уже не приходится. Изначально, может быть, методичка и присутствовала, но по ходу революционной пьесы она менялась.

Первая импровизация прозвучала ещё в предвыборный период. Задержание и арест блогера Тихановского и финансиста Бабарико вывели за скобки двух кандидатов на пост президента. Первый из них считался ориентированным на прозападный курс, а второй рассматривался более лояльным пророссийской линии. Время, кстати, показало ошибочность такого позиционирования. Оставшаяся на предвыборном хозяйстве руководитель штаба помещённого в СИЗО экс-банкира Мария Колесникова, никакой поддержки из Москвы не получила. Все её реальные шаги показывают ориентирование на линию европейского политического бомонда.

Третьего кандидата – Валерия Цепкало – до регистрации не допустили, найдя в собранных инициативной группой голосах избирателей слишком большой процент подозрительных подписей.

Тогда три руководимых женщинами предвыборных штаба реально объединились, и это произошло, наверное, впервые на постсоветском пространстве. Тихановская предстала в роли претендента на кресло во главе республики, а Мария Колесникова и Виктория Цепкало вместе с ней начали гастрольный тур по городам и весям, агитируя электорат за всё хорошее и рассказывая душещипательные истории из жизни. Вряд ли здесь можно подозревать заранее подготовленную комбинацию, но политтехнологический ход получился очень успешный.

С точки зрения закона 3 случайно попавшие в чужую игру дамы оказались недосягаемы. За их спиной не было криминально-экономической тени. Зато у каждой участницы в образовавшемся трио существовали личные претензии к Лукашенко. Сформировался сильный мотиватор, нацеленный на уничтожение и репутации, и карьеры единственного белорусского президента.

Даже словесно бороться с тремя женщинами оказалось сложно. Неинтеллигентный и простоватый батька, хотя за крепким словом в карман никогда не лезет, но не чужд определённой доли мужского такта и отлично знает психологию населения. Никакой открытой грубости и нападок на «трёх граций» даже самые пролукашенковски настроенные избиратели ему бы не простили.

Так произошло первое изменение цветной методички, указавшее направление на стратегию дальнейшего развития протеста.

По официальным подсчётам Светлана Тихановская сумела привлечь на свою сторону чуть более 10% электората, что в других условиях могло считаться очень приличным результатом. Больше неё в единоборстве с Лукашенко получали только Кебич в 1994 (14,1%) да Гончарик в 2001 (15,65%). У Тихановской открылось грандиозное окно возможностей – закрепить успех, организовать политическую силу, провести сторонников в местные органы власти и Верховный Совет, создать реальную оппозицию и на следующих президентских выборах разгромить пролукашенковскую рать.

Но игра «в долгую» никогда не рассматривалась цветными кукловодами в качестве приоритетной задачи. Кавалерийский агитационный наскок, компрометация результатов плебесцита, противостояние, провокации, поддержка иностранных лидеров – вот стандартный джентльменский набор, на этот раз предложенный для исполнения женщинам. Все заранее заготовленные сценарии не выстрелили в прямом и переносном смысле.

Во-первых, ни на один час улица не перешла под контроль митингующих. ОМОН сразу же оказал сопротивление агрессивным выпадам, эффективно опробованным в ходе киевских событий 2014 года. Силовики были экипированы надлежащим образом и как только в них полетели булыжники с коктейлями Молотова, не мешкая применили спецсредства.

Во-вторых, за 48 часов всех буйных надёжно упаковали в казённые дома, выбив из протеста самую одиозную группу. Правда, под раздачу попали и тысячи «мирных» демонстрантов, служивших отличным прикрытием для боевиков.

Типовой подход начал буксовать, и тогда произошла вторая смена методички. На авансцену снова выпустили женщин. Именно они стали заводилами в «цепочках солидарности» и шествиях.

Расчёт вновь оправдался – не то что бить, а даже разгонять подобную тусовку у милиции рука не поднимается. На «бабьем Майдане» Лукашенко очередной раз начал проигрывать. И силовики бессильны, и электорат не поймёт. Даже субботнее шествие по центру Минска то ли 5, то ли 10 тыс. представительниц слабого пола сотрудники МВД только сопроводили, в какой-то момент дав возможность «просочиться» сквозь свои ряды. Локальные задержания не смогли подпортить этот «праздник непослушания» - митинг-то стихийный, а включение правовых инструментов только ухудшает положение. Ситуация, в которой возможны только два варианта действий, и оба торпедируют авторитет законной власти.

Правда, участие в заградительных мероприятиях женского подразделения ОМОН выглядело нескрываемой насмешкой над протестующими, но кроме психологического троллинга других бонусов не принесло. Революции при таком раскладе сил, естественно, не выйдет, но организаторы, похоже, уже смирились с победой Лукашенко.

Теперь все силы направляются только на раздражение власти постоянными точечными укусами, вынуждающими её заставить начать переговоры с самоназначенным Координационным советом. В дело вновь вступает методичка, знакомая по всем окрестным цветным бунтам – организованное меньшинство очень рассчитывает на реванш.

Зная характер Лукашенко можно смело прогнозировать и его дальнейшие шаги. Президент Беларуси был вынужден призвать на улицы собственных сторонников, показать их количество и поэтому никогда не пойдёт на уступки малочисленной оппозиционной массе. Он постарается разбить её на сегменты и вести диалог с реальными группами тех, кто в послевыборный период выразил недовольство.

В первую очередь, с рабочими на государственных предприятиях. Поддаваясь на эмоциональные провокации о чрезмерном применении силы милицией, пролетариат чуть было не угробил производство, грозясь остановить цеха и шахты. Такого оборота Лукашенко явно не ожидал, отлично понимая опасность полного обвала поступлений в бюджет в период непрекращающегося кризиса. Теперь этот гордиев узел ему придётся разрубить и разговор простым не будет для обеих сторон.

Во вторую категорию попадёт бизнес. Более всего достанется IT-отрасли. Её батька держал в самых льготных условиях, практически освободив от налогов и не давая в обиду даже в тех обстоятельствах, в которых какой-нибудь производственный кооператив был бы выведен из игры. Белорусское законодательство в области регуляции цифровых технологий считается одним из самых передовых среди стран СНГ, давая возможность программистам работать в совершенно комфортном правовом поле. Во время протестов сэкономленные налоги руководители IT-индустрии не задумываясь направили на свержение Лукашенко, и теперь, очевидно, последуют оргвыводы. Космополитично настроенные «люди мира» в национально ориентированной экономике вряд ли останутся.

Ну а врачи, учителя, учёные, артисты и телевизионщики – вся питающаяся бюджетом интеллигентная прослойка – угомонится сама.

– Мы с вами за всё хорошее и против всего плохого, Александр Григорьевич, - скажут они. – Черт попутал, батька.

И будут правы – без нечистой силы в лице цветных идеологов, в Беларуси точно не обошлось. Но реванш наступит, методичку подправят с учётом белорусского опыта 2020 года и когда-нибудь с новым сценарием придётся в очередной раз познакомиться.

А пока – вроде бы – пронесло.