Приветствую вас на моем канале, дорогие читатели! Сегодня мы поговорим о полотнах, изображающих Исаака Левитана в связи с разными ситуациями в разные периоды его жизни.
В 1882-м году из Московского училища живописи, ваяния и зодчества ушел известный художник Алексей Саврасов. Он вел пейзажный класс. К сожалению, его уход был связан с тем, что Саврасов уже сильно выпивал, а также имел обыкновение резать правду-матку в глаза коллегам слишком жестко и обидно. От него постарались "отделаться".
Уже после ухода Саврасова негативное отношение к нему как преподавателю отразилось и на отношении к его ученику Левитану, вкупе с антисемитскими проявлениями. Именно поэтому молодой Левитан не получил полагавшейся ему большой серебряной медали.
К тому времени Исаак Левитан провел в этом училище уже 8 лет и хотел покинуть его вслед за любимым преподавателем. Ему казалось, что, кроме Алексея Саврасова, никто уже не сможет научить его пейзажу.
Но тут выяснилось, что новый преподаватель - Василий Дмитриевич Поленов. Это был не просто известный художник, но и образованнейший человек, в совершенстве владеющий несколькими языками, дипломированный юрист, много поездивший по миру, замечательный мастер колорита! Подумав, Левитан остался.
Уже с первых занятий ученик зауважал учителя за изложение секретов химического взаимодействия красок и продления срока их долголетия. Благодаря ему Левитан меньше стал использовать серые и мрачные тона, и его палитра стала ярче.
Поленов как преподаватель особо выделял двоих своих учеников: Левитана и Константина Коровина. Их общение продолжалось и после окончания ими училища. На меланхоличного, подверженного тоске Исаака Василий Дмитриевич влиял оздоравливающе. Он часто просил юношу позировать ему.
По всеобщему признанию, Исаак Левитан был сказочно красив. Лицо его было смуглым, темные волосы эффектно вились. Черты лица были исключительно правильными, тонкими. Но главный секрет красоты скрывался в его огромных, темных и грустных глазах, мимо которых нельзя было пройти просто так.
Исааку Левитану на этом портрете чуть более тридцати. Скрестив руки на груди, он сидит в "закрытой" позе. В жизни он тоже отличался внешней сдержанностью, практически никого не впуская в свой внутренний мир. Будучи вынужденным в юности одеваться бедно и ужасно комплексуя от этого, при появлении первых же денежных сумм художник удовлетворял свою потребность в красивой и изысканной одежде.
На портрете Поленова Левитан - щеголь: он одет в модный черный сюртук, который оттеняется белоснежным крахмальным воротничком; на белой манжете дорогая изящная запонка, затейливо повязан галстук.
В.Д.Поленов долго работал над полотном, которое хотел считать главным в своей жизни. Сейчас оно называется "Христос и грешница". Предварительных набросков им было сделано бесчисленное множество.
В качестве модели для фигуры Иисуса ему позировали и Коровин, и Левитан, чьи оба портрета в профиль сохранились.Но в качестве модели фигуры Христа, конечно, органичнее смотрелся Левитан. В окончательном варианте картины "Христос и грешница" угадывается его внешность.
Картина "Христос и грешница" датировалась 1887-м годом.
А в 1892-м году сменился генерал-губернатор Москвы. Эту должность принял великий князь Сергей Александрович, и практически первым же его решением было выселение из города всех евреев-ремесленников. Левитану и его родственникам пришло предписание покинуть Москву.
Такая же ситуация происходила примерно более 10-ти лет назад, но в тот период юноша-Левитан был никому неизвестен. Он был изгнан из Москвы. Теперь же художник имел всероссийскую известность. За Исаака стали хлопотать влиятельные лица, в том числе Павел Третьяков; в его галерее было выставлено уже немало работ Левитана.
Хлопоты возымели свое действие, и через некоторое время художник вернулся в Москву. В дом Левитана в Трехсвятительском переулке стал приходить художник Валентин Серов, чтобы писать портрет хозяина.
Серов был всем известен как человек высочайшего благородства. Сам факт написания портрета Левитана в такое трудное для него время говорил обо многом. Решаясь на этот шаг, Серов оказывал ему не только моральную поддержку, но и вставал на позицию защиты человеческого достоинства художника от вопиющей несправедливости.
Свой последний автопортрет Исаак Ильич написал примерно за год до смерти, уже зная, что он обречен. Однако надежда умирает последней, и он в письме попросил А.П.Чехова проконсультировать его. Само письмо написано в обычной насмешливой манере: "На днях я чуть вновь не околел..."
Пришедший на консультацию со своим стетоскопом А.П.Чехов прослушал художника и понял: дело очень плохо. Сердце билось неритмично и выдавало неправильные тоны. Вскоре художника не стало...
Дорогие читатели, подписывайтесь на мой канал и ставьте лайки!