Хаттори Ханзо(服部 半蔵) 1542 — 23 декабря 1596, звестный также под именем Масанари или Масашиге, сын Хаттори Ясунага, глава династии Хаттори провниции Ига. Ига и Кога были знамениты во всей феодальной Японии прежде всего благодаря многоичсленным кланам ниндзя. Так что под "династией" Хаттори подразумевается именно клан ниндзя ("рю"), которую Ханзо и возглавлял.У него была кличка "Дьявол" (Oni no Hanzō), которое он заслужил за боевые заслуги, а также чтобы отличаться от тезки из другого клана, Токугава, по имени Ватанабэ Нанзо. А сам клан Хаттори хранил традиции уникальной системы искусства фехтования на копьях.
Молодость Хаттори пришлась на окончание легенданрой эпохи, носящей в японской историографии красноречивое название "Сэнгоку дзидай" – "Эпоха воюющих провинций". Это период закончился, когда к власти пришел первый сёгун династии Токугава, Токугава Иэясу (1542—1616). Будучи отличным дипломатом и военачальником, он сумел сделать то, о чем мечтал еще его предшественник Ода Нобунага — объединил Японию в единое феодальное государство. И именно этот период считается коцном истории ниндзя.
Сразу после бурного расцвета, вызванного официальным признанием ниндзя сёгуном Асикага Есимицу, и попыткой Такеды Сингена объединить Японию с помощью отряда наемников-ниндзя из клановой общины Кога, последовал их быстрый и печальный закат. После смерти сёгуна Есимицу, новый сёгун Ода Нобунага, на жизнь которого не раз покушались наемные ниндзя многих кланов, решил покончить с традициями ниндзя раз и навсегда. В рамках "зачистки" провинции Ига, его отряд разгромил объединенный боевой отряд нескольких кланов. Многие из ниндзя были схвачены и казнены, а немногие уцелевшие разбрелись по всей стране. Среди немногих выживших оказался и Хаттори Ханзо. Вместе с небольшой группой своих учеников, оставшихся после разгрома клана, он покинул выженную и разгромленную провинцию Ига и отправился в Осаку. Столь жесткие меры не уберегли Нобунага. Он все-таки был убит, в 1590 году, только уже не ниндзя, а заговорщиками из его собственных воинов. После этого в стране наступила смута, и жизнь Токугава, тогда еще не сёгуна, оказалась под угрозой.
После переворота Токугаве пришлось срочно бежать из Осаки в Микаву; Хандзо посоветовал маршрут через горы Иги, так как был уверен, что сможет убедить местных ниндзя помочь Токугаве. Ночью он развёл сигнальные костры на горе и уже к утру собрал небольшой отряд ниндзя из Иги и Коги. Это позволило отряду Токугавы успешно добраться до Микавы и не попасться войскам Акэти Мицухидэ. В 1590 году Токугава переехал в Эдо, и Хандзо был назначен командиром отряда из 200 ниндзя из Иги, который охранял задние ворота замка. Первый раз в истории независимый ниндзя попал на официальную службу к императору, тем самым, де-факто, уничтожив границу разделявшую ниндзя и самураев.
Однако сёгун оказался не таким уж и великодушным, как представляется. Рано увидев к чему приводят внутренние распри, и как могут быть опасны даже самые преданые люди, он продолжил дело Нобунага, полностью запретив практиковать ниндзюцу. Так и получилось, что многовековые традиции многочисленных кланов оказались сохранены только благодаря отряду Хаттори Ханзо и неизвестным мастерам, на свой страх и риск обучавшим ниндзюцу своих детей и внуков. Хаттори Ханзо формировал свою секретную службу только из бывших ниндзя, и устраивал их на все возможные места при дворе, так что, хотя кланы и исчезли, их традиции жили, хотя никому из посторонних не были доступны. Так продолжалось почти столетие, когда в 1676 то немногое, что удалось сохранить, в конце концов было записано Фудзибаяси Ясутакэ, самураем одной из династий Ига, в виде фундаментального трактата о технике кланов Кога и Ига под названием "Бансенсюкай".
Умер Ханзо Мазанари в 1596 году, когда ему было всего 55 лет. Возраст не слишком старый, поэтому считается, что он погиб в сражении с кланом ниндзя Фуума, однако никаких исторических доказательств такого предположения нет. Его пост занял его сын Масанари, который командовал теперь целиком всей стражей дворца Эдо и боевым отрядом в 200 человек, которые подчинялись только императору. Чтобы его имя не путали с отцом, его прозвали Ивами-но-Ками, однако он никак не оправдал славы отца. Относящийся с почтением к запрету сёгуна, Хаттори Ханзо не учил своего сына ниндзюцу, что привело к печальному результату — его сын относился без должного уважения к своему подчиненному отряду воинов Ига.
Наследие Хандзо — Ворота Хандзо, Императорского дворца в Токио и линия токийского метро Хандзомон, которая проходит от центрального Токио в юго-западном направлении и названа в честь дворцовых ворот. Хандзо похоронен на кладбище основанного им же храма Сайнэн в Синдзюку в Токио. В храме также хранятся его любимые копья и его парадный шлем.