Найти тему
Japanese channel

Традиционные виды спорта в Японии. Кендо.

Кэндо — современное боевое искусство японского фехтования на бамбуковых мечах. Ведёт свою историю от традиционных самурайских техник владения мечом, кэндзюцу. Ставит целью формирование полноценной личности и твёрдого характера, закаляя волю и тело фехтовальщика.

Кендо является самой старшей, более всего почитаемой и популярной из современных дисциплин будо. В отличие от многих иных современных дисциплин своей нынешней стандартизированной формой кендо обязано усилиям не одного человека, а коллективному опыту и умению многих людей; и средневековые воины, и рядовые граждане оказали влияние на создание современного кэндо.

Происхождение кендо тесно связано с историей боевых искусств в Японии. В период Камакура фехтование, было неотъемлемой частью подготовки самурая. Однако в течение четырёх столетий меч использовался не как главное оружие, а имел вспомогательную функцию: сферой его применения были самооборона в случае отсутствия другого оружия, обезглавливание противника и ритуальное самоубийство сэппуку. Лишь с наступлением эпохи Эдо, когда самураям официально позволили носить из оружия только мечи, фехтование на них завоевало широкую популярность среди военного слоя.

В начале XVII столетия появились десятки школ, которые предлагали потенциальным ученикам ключи к познанию тайн техники владения мечом. Эти школы находились под сильным влиянием буддийского течения дзэн. Известнейшими среди них были Итто-рю- «Школа одного меча» и Муто-рю-«Истинная школа одного меча без лезвия».

Обучаться кэндо молодые самураи начинали с раннего возраста. Причем занятия кендо не только способствовали физическому развитию, но и питали ум, закаляли дух будущего воина. Занятия начинались на рассвете и проводились на воздухе в любую погоду. Мальчики одевались в хлопчатобумажные куртки и были босиком, что считалось важным для укрепления выносливости молодых самураев. Тренировки кендо должны были подготовить воина морально и физически к предстоящим схваткам на настоящих мечах. Искусство воина определялось количеством взмахов мечом для поражения противника. Естественно, что идеальным признавался смертельный удар одним взмахом, «быстрый, как полет ласточки».

-2

Перед поединком самураи проделывали целый ряд упражнений. Главными были упражнения на дыхание и сосредоточенность, которой помогала достичь медитация, пришедшая из дзэн-буддизма. Упражнения и медитация помогали выработать глубокое и ровное дыхание и сконцентрировать все внутренние силы для предстоящего поединка. Самурай садился на пол в позу сэйдза и дышал медленно, глубоко и ритмично, закрыв глаза и стараясь отвлечься от всего постороннего. Легкие расширялись, обогащались кислородом, кровяное давление в мозгу становилось меньше, чем при нормальном дыхании, центральная нервная система успокаивалась, что позволяло сражаться хладнокровно, спокойно, но в то же время стремительно и без суеты.

Благодаря дыхательной гимнастике и медитации воин полностью переключался на предстоящий поединок. Однако о победе думать запрещалось, так как, по мнению воинов, подобные размышления вызывают волнение, сбивают дыхание, способствуют потере хладнокровия и, главное, приводят к ослаблению мускулов, которые уже не управляются волей борца. Бесстрастность – вот кредо воина.

Кэндо в сельской школе, Япония 1920
Кэндо в сельской школе, Япония 1920

Во время поединка практиковался уже другой вид дыхания. Дело в том, что организм бойца, совершающего интенсивные движения, требует огромного количества кислорода. И в этом отношении чрезвычайно важную роль в кендо играют выкрики. Воин наступает на противника, набрав полные легкие воздуха и с громким криком, что способствует деморализации обороняющегося и развитию духа атаки, а также концентрации всех сил на ударе. Главным считался вдох, причем дышать нужно было животом. В момент нанесения удара дыхание должно быть остановлено для быстрого и резкого напряжения всех мускулов. После удара воин делал выдох, однако не до конца, чтобы не было момента, когда в легких воздух бы отсутствовал, так как это расслабило бы мускулатуру.

С реставрацией Мэйдзи, европейское огнестрельное оружие вытеснило самурайский меч из обихода. Однако его широкое применение солдатами в японо-китайской войне 1895 года возвратило оружию заслуженную славу. Созданное в 1895 году Общество боевых добродетелей Большой Японии популяризировало фехтование мечом среди молодёжи, а 1920 году изменило разные названия фехтовальных техник на «кендо». Этот год полагается официальным годом рождения этого боевого искусства.

После поражения Японии во Второй мировой войне в 1945 году оккупационная американская власть запретила преподавание в школах кендо как вредной воспитательной практики, которая содействует распространению японского национализма. В следующем году Общество боевых добродетелей Большой Японии было распущено, а преподаватели-фехтовальщики уволены.

-4

Через пять лет после окончания войны американский контроль над учебными программами был отменён, но некоторые ограничения были официально сохранены ещё на два года. Тогда же была сформирована Всеяпонская Федерация Кэндо, названная так из дипломатических соображений: когда через два года запрет на кендо был снят, слово «спортивный» из названия Федерации убрали. В 1953 году занятия по фехтованию восстановили в школах в полном объёме.

После восстановления репутации, кэндо распространилось в Японии и даже стало популярным за границей. В 1970 году для координации иностранных фехтовальных клубов с японскими была образована Международная Федерация Кэндо (англ. IKF). На 2003 год в неё входили организации и клубы кэндо из 44-х стран мира. Проводятся турниры различного уровня, включая чемпионаты мира и континентов.

Кэндо практикуется в традиционной японской одежде - кэндоги, защитном снаряжении - богу и при использовании одного — реже двух — синаев. Хлопковое полотенце - тэнугуи, оборачивается вокруг головы, под мэн, чтобы впитать пот и предоставить основу для удобного и комфортного размещения мэн.

1 из 5
1 из 5

Синай служит для имитации японского меча-катаны, состоит из четырех бамбуковых полос (такэ) , скрепленных двумя кусками кожи, веревки (цуру) , рукоятки (цукагава) и завязки (накаюй) , а также защитного приспособления (цуба) и ее резинового закрепителя (цубадомэ) . Бамбуковые полосы скрепляются с двух сторон кожаными рукоятками и наконечником, которые, в свою очередь, крепко закрепляются веревкой. Для обозначения ударной части синая и обеспечения хорошей натяжки веревки используется завязка.

-6