Приветствую тебя, уважаемый читатель! В этой статье я хочу показать, как преобразовалась автотранспортная отрасль с момента появления первого автомобиля, какой она является сейчас, а также затронуть тему автомобильных грузоперевозок в России и обозначить основные проблемы рынка грузоперевозок.
Итак, приступим.
Автомобильный транспорт в настоящее время является одной из важнейших составляющих мировой транспортной системы. Как и любой другой, данный вид транспорта имеет определенные преимущества и недостатки, которые влияют на возможности его полезного применения.
Преимущества:
- возможность доставки грузов «от двери к двери»;
- обеспечение высокой сохранности груза;
- высокая степень мобильности автотранспорта;
- высокая скорость перевозок;
- экономичность при перевозке грузов на небольшие и средние расстояния (200-800 км);
- отсутствие необходимости накапливания груза, вследствие чего отправки становятся ритмичнее.
Недостатки:
- ограниченность использования на большие расстояния;
- ограниченность перевозки массовых партий груза;
- зависимость от дорожной сети;
- достаточно высокая стоимость транспорта
Автомобильный транспорт осуществляет перемещение грузов и пассажиров во времени и пространстве с помощью автомобиля - (от др.греч. αὐτός — сам и лат. mobilis — подвижный, скорый) - самоходного дорожного или внедорожного средства передвижения, приводимого в действие двигателем.
В 1769 году французским инженером и изобретателем Николой Жозе́фом Кюньо́ была изобретена первая самоходная телега, способная перевозить людей и даже грузы. Корпус и колеса ее были сделаны из дерева с металлическим вставками, а в движение она приводилась с помощью парового двигателя. Максимальная скорость первого такого автомобиля составляла 4,5 км/ч, а запас хода был на 12 минут, то есть данный автомобиль мог проехать приблизительно 1 км. Модификации данной самоходки широко использовались в перевозке грузов на небольшие расстояния, например, при перевозках груза из одного производственного цеха в другой на территории одного предприятия.
На ее смену, только спустя 117 лет в 1886 году пришел первый в мире автомобиль, изобретенный Карлом Фри́дрихом Михаэ́льем Бенцом, с двигателем внутреннего сгорания и работающим на бензине, а первой компанией, которая стала производить автомобили такого вида стала Daimler-Benz AG. Первые автомобили, выпущенные с таким двигателем, развивали максимальную скорость в 16 км/ч и были предназначены для перевозки пассажиров. Первый грузовик в привычном нам понимании с подобным двигателем появился в 1895 году
Спустя еще 134 года активного технологического прогресса, возвращаясь в наше время, мы видим какими автомобили стали сейчас. Большегрузные красавцы способные перевозить более 20 тонн, ограниченные в основном только конструктивными особенностями дорожного полотна. Прогресс и по сей день вносит свои изменения, и если первые автомобили могли перевезти от силы одного человека со скоростью быстро шагающего пешехода, то сейчас они выросли и развиваются, перевозят в 300 раз больше! Сегодня первенство лучшего грузовика по версии престижного международного конкурса «International Truck of the Year 2020» занимает магистральный тягач Mercedes-Benz Actros 6-го поколения. Его серийным производством занимается та же компания, что и произвела первые автомобили много лет назад - Daimler AG. Штаб-квартира этой компании расположена в Штутгарте, Германия, годовой оборот компании составляет 153,261 млрд. евро. Она, как и раньше выпускает на рынок флагманы автомобилестроения.
В новых моделях этого концерна реализуются инновационные решения, которые задают настолько высокие стандарты качества к своему продукту, что конкурентам приходится прилагать максимальные усилия для того чтобы оставаться на уровне, приближаться к первенству в этом сегменте. Благодаря такому техническому рывку в автомобилестроении и высокой конкуренции мы получили развитие автомобильных перевозок.
А теперь о грузоперевозках в России.
Российский рынок также старается не отставать от Европы, как по производству автомобилей, так и в сфере грузоперевозок, но получается у него это не очень эффективно. Автомобили, вышедшие с крупнейших российских заводов таких как КамАЗ, АвтоВАЗ, УАЗ, ГАЗ широко пользуются спросом у российских перевозчиков, но совершенно неконкурентоспособны в сравнении с европейскими представителями.
Тем не менее, за год в России автомобильным транспортом на коммерческой основе перевозится в среднем 1 604 647,55 тысяч тонн различных грузов на среднее расстояние в 86,7 км, таким образом грузооборот автомобильных перевозок составляет 139 155 035 млн. тонно-км. при средней расценки за перевозку груза в 60 рублей за 1 км. Водители, управляющие транспортом, занимающиеся перевозками грузов по стране в среднем зарабатывают от 60 до 80 тысяч рублей.
В Российской Федерации автомобильный транспорт занимает первое место по объему перевозимого груза - это обуславливается относительной простотой организации перевозочного процесса, но есть проблемы и в этой части. К основным сложностям работы на рынке автомобильных перевозок в РФ относят:
- низкий уровень развития транспортно - логистической инфраструктуры,
- нехватка складских терминалов, в которых могли бы приниматься грузы с разных направлений с последующей обработкой;
- использование устаревших и давно сооружённых складских помещений, приспособленных под один или два вида транспорта, что препятствует росту объема смешанных и мультимодальных перевозок (с использованием разных типов перевозок, к примеру авиа, плюс речная, плюс последующая автомобильная перевозка непосредственно к грузополучателю);
- низкое качество дорог, препятствующее доставкам в отдельные населенные пункты; стремительный износ автомобилей и другого используемого транспорта из-за нежелания перевозчика вкладывать деньги в его ремонт и обновление при ограниченности в финансах;
- недобросовестные игроки, которые демпингуют (искусственно занижают цены) или предоставляют услуги низкого качества, а также зачастую применяют мошеннические схемы.
Но не так все плохо, как могло показаться. Сравнивая перевозки, которые были в 90-х, с преступностью которая творилась на дорогах и сегодняшнее положение дел, при котором любой, у кого есть автомобиль может свободно путешествовать по стране не опасаясь быть подстреленным и закопанным в ближайшей лесополосе, можно сделать вывод, что рынок развивается, а с ним и развивается автотранспортная отрасль, от производства и до эксплуатации. Нам есть куда стремится, и мы движемся! И на этом, пожалуй, все! Всем спасибо, кто прочитал данную статью про автомобильные перевозки до конца, читайте также другие мои статьи про иные виды транспортного сообщения и помните, что автомобиль нужно вести с такой скоростью, словно опаздываешь к зубному врачу!