Найти в Дзене

Тараз: советские артефакты на юге Казахстана

Тараз считается едва ли не древнейшим городом на всей территории Казахстана. Его история была полна и взлётов и падений — возвышение в эпоху Караханидов, полнейшее разрушение монголами, возрождение при Кокандском ханстве, присоединение к Российской империи. Но всё же наивысший период расцвета города пришёлся на годы СССР. Одно лишь население советского Джамбула возросло более чем в десять раз по сравнению с показателями уездного городка Аулие-Ата. Во времена развитого социализма появились и все здешние промышленные предприятия — от небольших и давно уже нефункционирующих фабрик до трёх крупных фосфорных заводов. Естественно, период бурного подъёма города не мог не отразиться на его облике. Стены некоторых зданий украшали мозаики и сграффито, повсюду висели славящие трудовые подвиги лозунги, на самых видных местах стояли памятники Ленину. Распространённое мнение россиян о тотальном уничтожении советского наследия во всех странах экс-СССР не всегда подтверждается на практике. Тех же па

Тараз считается едва ли не древнейшим городом на всей территории Казахстана. Его история была полна и взлётов и падений — возвышение в эпоху Караханидов, полнейшее разрушение монголами, возрождение при Кокандском ханстве, присоединение к Российской империи. Но всё же наивысший период расцвета города пришёлся на годы СССР.

Одно лишь население советского Джамбула возросло более чем в десять раз по сравнению с показателями уездного городка Аулие-Ата. Во времена развитого социализма появились и все здешние промышленные предприятия — от небольших и давно уже нефункционирующих фабрик до трёх крупных фосфорных заводов. Естественно, период бурного подъёма города не мог не отразиться на его облике. Стены некоторых зданий украшали мозаики и сграффито, повсюду висели славящие трудовые подвиги лозунги, на самых видных местах стояли памятники Ленину.

Распространённое мнение россиян о тотальном уничтожении советского наследия во всех странах экс-СССР не всегда подтверждается на практике. Тех же памятников вождю пролетариата в Таразе осталось целых три.

Показанный на предыдущей фотографии бюст Ильича стоит на территории небольшого предприятия, занимающегося охраной промышленных и строительных объектов. Два других памятника переехали с главных площадей в отдалённый район возле сахарного завода:

Там же находится и скромный советский монумент Победы. Состояние его весьма приличное, только вот Вечный огонь в наш приезд почему-то не горел.

-3

Обрамляют его две гипсовые скульптуры солдата и девушки:

-4

В достаточно большом количестве в Таразе сохранились и старые неоновые вывески:

-5

Ещё одно место города с высокой концентрацией артефактов прошлого - привокзальный район. Там есть, к примеру, вот такие «олимпийские» ворота, да ещё и приветливые работяги на торце здания:

-6

Рядом с железнодорожными путями и элеватором стоит ещё одно заброшенное помещение, которое украшают замечательные тематические мозаики:

-7

Сильно обветшало простенькое, но жизнерадостное панно на торце хрущёвки в первом микрорайоне:

-8

В промзоне возле автовокзала доживает, возможно, свои последние годы другая интересная мозаика, которую из-за забора довольно сложно сфотографировать целиком:

-9

Позднесоветский жилой дом возле корпуса бывшего гидромелиоративного института украшен целой россыпью сграффито:

-10

Ну а вишенкой на торте выступит гигантское мозаичное панно на полузаброшенном корпусе молокозавода. Автором работы выступил художник-монументалист Владимир Твердохлебов, творивший в основном в Алма-Ате. Мозаика композиционно состоит из двух частей. На первой — живущие своим примитивным бытом крестьяне, оставляющие подношение неназванному божеству. Но взывает к их разуму весьма интеллигентного вида мужчина...

-11

Ведь есть другая альтернатива — славная страна Советов, где люди одержимы наукой, космосом и созиданием на благо общества.

-12

Как и в подавляющем большинстве подобных случаев эта мозаика, являясь подлинным произведением искусства, законодательно никак не охраняется. Само здание вроде бы не сносят, а недавно даже покрасили розовой краской, которая кое-где попала и на само панно. Однако за его судьбу всё равно очень и очень тревожно.