Девяностые – сурой период в новейшей истории, который не могу пройти без следа. Огромная страна вдруг оказалась на обочине мира и каждому пришлось решать, что делать в эти трудные времена. Для кого-то они прошли проще, кто-то рисковал жизнями: своими и своих близких. Мы с редко и с трудом вспоминаем те времена. Нехотя подмечаем детали. Как выживали семьи в лихие 90-е? Несколько жизненных историй от лица тех, кто их пережил.
Студенты и голодающие дети
В то время мы были студентами. Еды не было, помощи в финансовом плане тоже. Рядом с институтом находилась железная дорога, вокзал и небольшой рынок. В то время туда стихийно стекались разные люди. Продать что-то было единственным способом заработать копеечку и купить пропитание: на несколько дней или на вечер – как повезёт.
Мы тоже бегали туда во время перемен и окон в парах. Покупали 1-2 лепешки и делили на всех, а после отправлялись к прилавкам с квашенной капустой «попробовать». Пробы заедали лепешкой, тот вкус надолго запомнился. Как ни странно, продавщицы изо дня в день давали взять пробу и не жаловались. Это сейчас понятно, что несмотря на убытки, жалели они нас. Хоть и злились, ведь свою семью кормить тоже надо, а для деревенских из области подобная торговля была единственным источником дохода, когда развалились их местные хозяйства.
Чего вы хотите больше всего?
Уже на исходе девяностых ситуация стала лучше, но в провинции все равно приходилось туго. Помню, как неделю делила одну курицу на семью из нескольких человек. Кости шли на бульон из которого получался суп, а мясо в плов, состоящий в основном из риса. После с мужем решили кормить детей, а сами обходиться овощами.
Когда спустя несколько лет решила отправиться к психологу (нужно было решить определённые проблемы) на вопрос – «Чего вы хотите больше всего», не раздумывая ответила, что жаренного мяса. Так уж въелся негативный опыт.
"Смешные порции"
В 93 устроился в больницу акушером. Жена ещё учится, маленький ребёнок. Платили смешные деньги – несколько долларов. Но и то хорошо, ведь национальная валюта с каждым днём теряла позиции и обесценивалась. До сих пор очень благодарен возлюбленной. Она подработала, продавая корреспонденцию и книги и зарабатывала тогда больше меня.
В садике всех детей кормили. Дома еды было мало, в основном картошка, присланная родственниками и некоторые заготовки, которые съедались ещё до зимы. Помню день, когда сын заявил, что в саду дают «смешные порции». Детское непонимание сейчас вспоминается с улыбкой. Знал бы он тогда, что эти «смешные порции» возможно спасали нашу семью.
Зато тепло
Наша семья на тот момент состояла из трёх людей. Я жила с матерью и младшей сестрой в небольшом городке за Уралом на 25 000 жителей. Мать работала на двух работах, где постоянно задерживали выплаты. Жили впроголодь, да ещё и в холоде. Из-за проблем с котельными через день приходилось топить собственные печки «буржуйки». Так, в один из дней мать вернулась с работы совсем разбитая. Последней каплей для неё стал вопрос – «Мама, ты принесла покушать»? Это спрашивала сестрёнка. Помню, как мама плакала потом несколько часов, а я утешала её. Параллельно пыталась объяснить младшей, что нужно поберечь мать. Зато вечером вновь заработало отопление и в ту декабрьскую ночь мы спали в тепле.