Это пожалуй извечный спор всех автомобилистов и здесь существуют 2 лагеря. Первый лагерь сторонники того, что малолитражные (машины объёмом двигателя 1.6 и менее литров) машины намного дешевле обходятся владельцам и выгодней к использованию, когда второй лагерь поклонников больших объёмов (2 литра и более) полностью отрицает эту мысль и свято верят что чем больше объём тем надёжней автомобиль и эффективнее в эксплуатации.
На основании чего строятся эти 2 лагеря? Люди из этих лагерей забывают что автомобиль для человека — это индивидуальное транспортное средство. И у каждого автомобиля есть свои объективные характеристики (те характеристики которые заявляет завод изготовитель или те характеристики которые были определены экспертами в ходе различных тестов). Но взгляд людей при этом на эти объективные характеристики увы субъективный. Таким образом мы понимаем что нет универсального автомобиля с идеальными характеристиками для каждого человека и отсюда и начинает расти корни этих двух лагерей.
Начнём с малолитражных автомобилей. Какие у них есть плюсы? Как минимум это цена. Все малолитражные автомобили ниже в цене как на первичном так и на вторичном рынке. Помимо небольшой цены еще и приятный бонус низкий налог и низкая цена за страховку. Если это самый бюджетный сегмент, то и обслуживание их стоит действительно дешевле. На них более дешевые как расходные материалы, так и запчасти в целом, даже то же масло заливаемое в мотор для малолитражных автомобилей необходимо заливать в меньшем количестве. Но не стоит забывать что это бюджетный сегмент и качество этих запчастей, увы всегда огорчать Да, есть и машины более дорогого сегмента с малолитражными моторами. Взять хотя бы Volkswagen Passat CC. Данные машины считаются премиум класса и имеют скромные силовые агрегаты объёмом 1.4 литра, но при этом они турбированы. Но тут уже имеются претензии к надёжности. Сам мотор, довольно неплох, очень тяговит и расход у него действительно не превышает 10-12 литров при максимальных нагрузках. Но при этом если объём в моторе компенсируется турбиной, то эта турбина и является очень слабым звеном. Да с него снимают почти 200 лошадиных сил при его объеме, но объективно надо понимать что ресурс этого мотора меньше обычного атмосферного двигателя в 1.5 -2 раза это точно. И такие моторы больше 400 тысяч не живут, а бывает и намного меньше. И самый главный аргумент сторонников лагеря малолитражек это конечно же расход топлива. И в большинстве своём он является заблуждением. Для человека всю жизнь ездящему на малолитражке, или человеку которому вообще не нужна динамика, или человеку который очень боится скорости действительно будет тратить не болеее 5-8 литров на сотню а то и меньше. Если ли же на малолитражку пересядет человек, ездивший до этого хотя бы на 2-х литровом двигателе, то он по привычке будет на ней довольно быстро ездить и выжимать с бедняги все соки, не опускаю стрелку тахометра ниже 4000 оборотов, так как при другом режиме она стремительно ехать физически не может. И думаете в таком режиме она будет потреблять те же 6-8 литров на сотню? Вы глубоко ошибаетесь в таком режиме езды Ваш расход со стопроцентной вероятностью перевалит за 10 литров на 100 км. Но при этом мотор будет испытывать высокие нагрузки длительное время и его ресурс будет намного быстрее уменьшатся.
А что же до объёмистых машин? В отличии от малолитражек здесь сразу болеее высокая цена на первичном и вторичном рынках. Более высокая налоговая ставка и выше цена за страховку. Да умельцы начинают искать бабушек инвалидов или любых других людей с помощью чего можно уменьшить налоговую ставку, и я скажу если в машине более 200 лошадей то это реально рабочая схема, но геморроя с этим довольно много. Насчёт того что их техническое обслуживание и цены на запчасти на порядок выше, я спорить не буду. Хотел бы я сказать что мы переплачиваем за качество, но увы не могу с этим согласится полностью, здесь необходимо учитывать конкретную марку и модель автомобиля, но в большинстве своё хорошие дорогие аналоги или оригинал выше качеством чем у бюджетных аналогов.
Что касается расхода топлива, то здесь очень спорный момент. Особенно в современных машинах, где ввели такие технологии, которые экономят топливо за счёт двигателей с низким уровнем трения, регулируемых масляных насосов двигателя, электрического усилителя рулевого колеса вместо гидроусилителя, низкое сопротивление шин, систем Стоп-Старт (при нажатии на педаль тормоза автомобиль глушится) и многого многого другого. Что позволяет современным машинам(2018 года выпуска и свежее) иметь фактический расход не более 8 литров на сотню при интенсивной езде на объёмах два и более литров.
Но это новые машины, и далеко не каждый среднестатистический житель нашей необъятной России может себе это позволить. При этом старые автомобили с большим объёмом нельзя списывать со счетов. Да, я не спорю их расход в городе безусловно больше чем малолитражки ровесницы, но будут ли ездить владельцы этих машин исключительно по городу?
Приведу пример. Я работаю в мегаполисе на выезде из города. Живу при этом в провинции, и до черты города от моего населенного пункта мне ехать почти 40 километров. И угадайте какая у меня машина? Правильно, старенькая объёмистая машина, и да мне это выгодно. Объясню почему.
Двигателю с большим объёмом намного проще линейно разгонятся и поддерживать высокую скорость нежели двигателю с малым объёмом. Таким образом едя по трассе приблизительно 125 км/ч мой расход по трассе не превышает 6 литров, в то время как малолитражка при этой скорости будет есть в литров 9 и ехать при этом будет очень не комфортно, так как мотор будет реветь. При этом нагрузка на мой двигатель, объёмом 2,5 литра будет оптимальной при этой скорости, в то время как для малолитражки повышенный. А в городе мне ехать меньше 2 километров, даже если у меня и будет эти 2 километра с расходом 10-11 литров суммарно я всё равно остаюсь в плюсе. Что бы не быть голословным давайте посчитаем.
40 км при расходе 9 литров это будет это 2,4 литра. При цене за литр грубо 50 рублей выходит 120 рублей. Плюс по городу грубо 2 км с расходом 11 литров это 0,22 литра при цене так же в 50 рублей за литр получается 11 рублей. Таким образом, поездка на работу и обратно (120 + 11)*2 = 262 рубль.
Посчитаем сколько денег нам обойдётся дорога на малолитражке.
40 км при расходе 6 литров это будет теперь 3,6 литра. При цене за литр грубо 50 рублей выходит уже 180 рублей. Плюс по городу грубо 2 км с расходом 6 литров это 0,12 литра при цене так же в 50 рублей за литр получается 6 рублей. Таким образом, поездка на работу и обратно на малолитражке мне обходится в (180 + 6)*2 = 372 рубля.
Казалось бы 112 рублей, но за рабочую неделю набегает 500 рублей, а за месяц почти 2000 экономии с двигателем объёмом 2.5 литра. Да это практически компенсируется ценой за техническое обслуживание, но главное что мы экономим драгоценное время и едем в комфорте и с удовольствием! И это замечательно!
Так что не спешите утверждать что малолитражка это сто процентная экономия и выгода. Каждая ситуация уникальная и машину надо подбирать из задач возлагаемых на неё, а не из объёма двигателя!