Найти тему
Жить как Дворник

Родители с детства готовят детей к карьере дворника?

Оглавление
Дети всё воспринимают как игру
Дети всё воспринимают как игру

Порой, я пытаюсь осмыслить утверждение, что каждый сам кузнец своего счастья, иными словами, способен направлять собственную судьбу. Но, наблюдения за окружающими и простые рассуждения каждый раз приводят к противоречивым выводам.

Всегда ли родители понимают последствия своих решений и каждый ли раз эти решения идут на пользу их детям? Не претендуя на обширность знаний, постараюсь изложить свои размышления на тему собственной жизни, поскольку вы читаете личный блог, а не статью по психологии.

Прямые воздействия

Под предлогом приучения к труду, родители принуждают к уборке дома. Ведь это не только полезно в плане воспитания и наработки навыков ухода за собой, но и очень удобно: приходят они уставшие с работы, а дома ни пыли, ни завалов грязной посуды в раковине, ни одежды с игрушками под ногами.

В учебных заведениях, заявляя, что "слуг у нас нет", организуются дежурства после занятий, субботники, выезды "на картошку". Родители только за, считается, что ребёнку обязательно пойдут на пользу трудовая дисциплина и социализация через совместную деятельность.

Наступили каникулы? Не беда, вахту готовы принять организации, вроде СУ "Озеленение", чтобы подрастающий человек, вместо того, чтобы впустую ездить на велосипеде, играть в парке, или купаться в водоёмах, получил наконец возможность заработать первые деньги, собирая мусор с пыльных газонов вдоль дорог, пропалывая и поливая клумбы возле муниципальных зданий.

Что в итоге? Молодой человек приучается приносить пользу окружающим и это в какой-то мере польза. Но привычка подбирать за другими фантики и окурки, подтирать, подносить, приспосабливаться к сомнительным требованиям окружения, сформирует ли личность, способную проявлять уважение к себе и строить на базе этого собственные планы?

Не получится ли так, что в трудной жизненной ситуации человеку в итоге проще всего будет пойти и устроиться дворником, профессия то фактически знакома с детства?

Опосредованные воздействия

"Не трогай, сломаешь", "Не говори глупостей, вас там в школе вообще ничему не учат!?", "Гулять собрался? А все дела перед этим сделал?" - и миллион других фраз, каждая из которых сама по себе ничего не решает, но все вместе они ломают волю.

Окрики, нотации, наказания, это целая наука. В качестве приправы, все они способны сделать своё дело, но когда это через раз - основное блюдо, нормальная психика старается найти путь избегать неприятности.

Зачем трогать, если в самом деле может сломаться? Зачем задавать вопросы, если не только не получишь ответа, но придётся слушать отповедь, а потом ещё и проверят, сделал ли уроки (просто для того, чтобы найти к чему придраться и отругать про запас)? Зачем лишний раз нарываться, не лучше ли крутиться у родителей на виду с веником, ожидая, пока сами похвалят и отправят гулять, чтоб не пылил?

Получается программа воспитания безынициативной, но умеющей выкручиваться из неприятных ситуаций личности - типичный дворник тунеядец, талантливо не попадающийся на глаза начальству, разве нет?

Напоследок

Может показаться, что я ищу в окружении причины того, что я сам являюсь дворником, пытаюсь переложить ответственность. Но мой выбор, в отличие от многих - осознанный, он оправдан по множеству причин, о которых я непременно расскажу в следующий раз.

Буду признателен за подписку, оценку текста и мнения в комментариях, с уважением, ваш Дворник.