Всё-таки в Советском Союзе были полезные вещи. Например - УПК. Учебно- производственный комбинат обеспечивал возможность для всех старшеклассников получить рабочую профессию без отрыва от обучения в средней школе. Наш УПК располагался в здании бывшей школы и обслуживал несколько школ района. В помещениях были оборудованы учебные классы и производственные мастерские с оборудованием и приборами. Ученики 9 и 10 классов один день недели (у нас это был четверг) не учились в школе, а ходили на занятия в УПК. В начале 9-го класса с нас собрали заявки - на кого мы хотим учиться. Выбор был достаточно большим: швея-мотористка, делопроизводитель, повар, электрик, электромонтажник, слесарь, связист, автодело и пр. Почему-то все девочки стремились обучиться делопроизводству, а мальчики - автоделу.
Я посоветовалась с мамой, она мне сказала: "Иди учиться на повара, умение готовить всегда пригодится в жизни". Так я и сделала.
В группе были в основном девочки, но были и два мальчика. Униформу нам не выдали, а велели на следующее занятие придти в чистых белых халатах или куртках и в крахмальных колпаках. Белого халата у меня не было, но была белая рубашка, в запасе нашелся кусок марли, как его крахмалить, я понятия не имела. Но нас научили и показали как завязывать марлю, что бы на голове получился кипенно-белый поварской колпак. Только мальчикам разрешалось приходить на занятия в простых белых шапочках.
Сначала несколько дней у нас были теоретические занятия, помню, нас учили как разделывать мясо, как резать овощи, как готовить супы. Потом мы сдали анализы, нам оформили санитарные книжки, и к занятиям добавилась практика.
Практика заключалась в том, что каждое утро мы ставили дрожжевое тесто для выпечки, замешивали пресное тесто, раскатывали и резали тонкую лапшу, чистили картошку, резали овощи для салатов, и выполняли другую вспомогательную работу.
Я научилась очень тонко резать лук и тесто для лапши. На дом нам задавали задания, например, такие: сварить суп-харчо, приготовить котлеты по-киевски. Если были продукты и настроение, мы готовили.
Занятия шли 6 часов или 8 уроков по 45 мин. Практика до обеда проходила быстро, а теоретические занятия тянулись долго.
В конце второго года обучения у нас была настоящая двухмесячная практика (8 четвергов) в столовых и кафе. Я попала в столовую МВД в холодный цех. Это значит я резала овощи и готовила холодные закуски из мяса и рыбы.
Практика мне понравилась, потом был зачет по теории и нам присвоили второй разряд повара и выдали свидетельства, причем сказали, что если мы после школы пойдем работать в первый трест столовых, то нам сразу присвоят третий разряд. Самый высокий разряд у поваров - шестой и оплата идет в зависимости от разряда. Это было, конечно, заманчивое предложение, возможно кто-то из моих одногруппников им воспользовался.
Я научилась хорошо готовить (и это мне пригодилось в жизни), но поняла, что не хочу быть поваром, потому, что результаты моего труда слишком быстро "уничтожаются", и я поступила в технический вуз.
Мой муж учился в УПК на электрика, теперь все работы по электрике делает сам: заменил проводку при ремонте дома, в саду провел электричество в дом и баню.
Считаю, что это была очень правильная и полезная практика давать школьникам освоить рабочую профессию, получить навыки и определиться с будущей профессией.
А сейчас даже в вузах не организована практика. Студентов заставляют самим находить себе работодателя, договариваться с фирмами, чтобы получить зачет по практике, очень часто это проходит фиктивно.
А вы обучались в УПК? По какой специальности?
Еще о чем пишу
Почему всегда нужно иметь план "Б".