Найти тему
Идеи и смыслы

Журналистика или пропаганда?

Оглавление

Порой кажется, что журналистику невозможно сейчас отличить от пропаганды. "Наши смелые журналисты против их проплаченных пропагандистов" - давно штамп. Но всё ж должны быть различия!

Какие? Давайте подумаем.

Пропаганда двигает

Слово "пропаганда" к нам пришло из латыни, оно пошло от организации Congregatio de Propaganda Fide (Конгрегация распространения веры), созданной папой Григорием XV в 1622 году. И в католических странах это слово не имеет негативной окраски, как до последнего времени не имело такой окраски и у нас (см. БСЭ). Понятие "пропаганда эта плохо" пришло к нам от протестантов-англосаксов.

Что делает пропагандист? Он "двигает" какую-то идею. А значит - он, без вариантов, делает выбор за своего читателя или зрителя. Ну, как на плакатах времен войны.

Плакат не дает выбирать. Это война.
Плакат не дает выбирать. Это война.

Об этом когда-то хорошо сказал мой любимый Евгений Леонов в "Белорусском вокзале": "Понимаешь, я вдруг на минуту почувствовал себя как на фронте. Все ясно: вот враг, рядом свои, и наше дело правое."
Еще можно вспомнить знаменитое высказывание Алексея Навального как раз на эту тему: "вы не рефлексируйте, вы распространяйте!"

Впрочем, пропаганда может быть и в совсем мирных делах - та же пропаганда здорового образа жизни. Но всегда у неё есть отличительный признак: "все уже решено, выбор сделан!". С этим выбором можно согласиться или нет, но в пропагандистских материалах нет места для дискуссий, они черно-белые.

Другим эффективным признаком пропаганды является нагнетание эмоций. Человек так устроен, что при переживании сильных эмоций логика отключается, сильные эмоции - руководство к действию!

Журналистика - информирует

Но не всегда ж идет война? Когда войны нет - открывается пространство для дипломатии, политики, поиска общих решений. Появляется возможность журналистики (от франц. "ежедневные известия").

Как следует из названия, задача журналистики - не продвижение какой-то позиции, а на информирование. А значит здесь происходит рассмотрение нескольких вариантов, нескольких позиций. Понятно, что люди (а журналисты - тоже люди) не бывают беспристрастны, но в хорошей журналистике всегда показаны аргументы нескольких сторон, указаны ограничения используемых подходов.

Главный признак журналистики - она не делает выбор сама, она предоставляет его читателю (зрителю). Другой эффективный признак журналистики - факты и цифры, которые она дает, проверяемы - указан их источник. Вот, например, в английской статье о возможных фальсификациях на голосовании по Конституции, журналисты приводят и мнения критиков методики, и её методические ограничения по применимости.

Как видите, приведены источники информации для возможности самостоятельной  её проверки.
Как видите, приведены источники информации для возможности самостоятельной её проверки.

В чем задача журналистики? Дать людям максимально объективную картину мира чтоб они уже сами могли принять решение. Понятно, что чем больше людей реально задействовано в системе управления государством, тем объективная журналистика важнее.

Если управление жестко централизовано и от людей "снизу" ничего не зависит - журналистика не нужна.

Журналистика против пропаганды?

Как пример эффективного отличия пропаганды от журналистики можно вспомнить варианты описания событий недавнего конфликта:
"Славянск освобожден украинской армией" - пропаганда.
"Славянск оккупирован украинскими карателями" - пропаганда.
"По сообщениям наших корреспондентов, Славянск заняли украинские войска" - а вот это уже журналистика.

Итак, признаки пропаганды: однозначность, эмоциональность, непроверяемость.
Признаки журналистики -
показ нескольких точек зрения, цифры, факты и сравнения, проверяемость.

Но всегда ли журналистика это хорошо? Конечно, нет. Во время войны (в том числе - информационной) или чрезвычайной ситуации, когда для победы над врагом или стихией нужны сочетанные действия многих людей под единым управлением, направленная на рассмотрение проблемы с разных сторон журналистика может быть смертельно опасной. Она сильно замедляет реакцию общества, чувствительна к враждебной пропаганде и может привести к поражению.

Пропаганда оправдана во время войны (возможно - информационной), при быстром централизованном управлении
Пропаганда оправдана во время войны (возможно - информационной), при быстром централизованном управлении

Как писал Борис Акунин во время недавнего карантина: "Мы сейчас на войне. На войне нормально знать, где находится бомбоубежище, какая сторона улицы более опасна при артобстреле и как оказывать первую помощь раненым. А кричать «Спасайся кто может!», «Нас окружили!», «Караул, мы все пропали!» — это преступление."

В то же время замена журналистики пропагандой лишает общество и государство возможности обратной связи в виде обсуждения и критики его решений. Потеря же обратной связи приводит к тому, что система "идет вразнос" и теряет управляемость.

Чем больше граждан удается эффективно задействовать в управлении государством - тем лучше это государство управляется... но только если есть время для того, чтоб все обсудить и принять решение и все те, кто участвуют в обсуждении, желают государству процветания, а не уничтожения.

Для всего на свете есть своё время своё место.
Важно его правильно определить.