В 1960-е годы на первый план вышло чувственно-эмоциональное переживание зрителя благодаря стремлению художников к неформальному творчеству, спонтанности.
Художники, писатели, философы, протестующие против социальных устоев цивилизованного послевоенного мира, образовывали сообщества, которые жили и творили по своим правилам. Так появился андеграунд (от английского слова underground — «подпольный») — течение, в которое вошли мастера, создающие независимые, запрещенные и неформальные виды произведений современного искусства.
Ответственность человека за смысл собственной жизни, которую надо прожить искренне, страстно и достоверно, отрицая ярлыки, стереотипы, роли в обществе – философия андеграунда.
В СССР и странах Восточной Европы под определение андеграунда попали диссидентское искусство и нонконформизм. Художники и писатели, чьи творческие устремления уходили дальше официального соцреализма, подвергались гонениям и уходили в подполье — в прямом и переносном смысле.
«Поколение дворников и сторожей», тем не менее, пыталось как-то сопротивляться режиму.
Стали популярны «квартирники» — закрытые собрания единомышленников, на которых показывались новые картины, читались стихи, исполнялись песни.
Западный андеграунд расчищал себе путь в открытой борьбе и явной конфронтации, выигрывая суды, открыто выступая с выставками и концертами.
В Союзе же все происходило по велению «сверху», и первая такая волна послаблений пришла с хрущевской «оттепелью». Этого хватило, чтобы про советских мастеров андеграунда узнали за границей. Когда искусству опять «перекрыли кислород», было уже поздно: мировой рынок успел оценить идеи советских художников, их охотно покупали дипломаты и иностранцы, имеющие возможность вывезти картины, минуя таможню, по дипломатическим каналам.
15 сентября 1974 года в Москве, на углу улиц Островитянова и Профсоюзной прошла знаменитая Бульдозерная выставка.
Идея принадлежала Виталию Комару и Александру Меламиду, а к организации мероприятия подключились коллекционер Александр Глезер и художник Оскар Рабин.
«Первый осенний просмотр картин на открытом воздухе» (как значилось в пригласительных) закончился милицейской зачисткой и разгоном собравшихся с помощью бульдозеров и поливальных машин.
Тем не менее, Бульдозерная выставка стала самой яркой акцией советских нонконформистов и вызвала большой резонанс в западной прессе.
Сегодня, как и в начале его существования, термин «андеграунд» употребляют применительно к субкультурам, которые находятся в противоречии с общепринятыми нормами социального поведения и морали.
Сюда можно отнести стрит-арт, панк-рок, хиппи, эмо, рейв и другие современные движения и течения, живущие по своим правилам и принципам, которые вызывают у простых обывателей как минимум недоумение. Но без этого культурного изобилия жизнь была бы куда как преснее.