Интересно начинать знакомство с автором не с самой лучшей его книги, не с самой разрекламированной и имеющей больше всего отзывов. Тогда, если книга плохая, можно понадеяться, что самая популярная будет лучше. А если книга хорошая, то надеяться, что нас впереди ждет шедевр. Сейчас много популярных российских современных молодых авторов, и это просто замечательно. С одним из них я решила познакомиться как раз-таки не с первой книги – речь о Дмитрии Глуховском и его романе "Текст".
Некоторые рецензии сравнивают "Текст" с "Преступлением и наказанием". Сначала меня это даже возмутило – какое вообще право может быть у романа про гаджеты и замену одной личности другой быть сравненным с Достоевским? Потом отпустило, сюжет, если абстрагироваться от его современности, действительно похож.
Преступление происходит в начале романа. Быстро и колко. Холодно и неожиданно для самого главного героя, находящегося в отчаянии и непреодолимом чувстве жажды мести, которое томилось семь лет. Оставшаяся часть книги – наказание. Герой трансформируется, его чувства и эмоции постоянно меняются, но неуклонно идут в сторону добра. Он пытается усидеть на всех стульях, сделать хорошо и маме, и девушке врага, и родителям врага, и себе. Причем есть в романе и женщина, к которой у главного героя возникает странная симпатия, ее неоднократно на страницах называют проституткой (правда, не за род деятельности, а из-за классовой ненависти). В общем, все параллели с Достоевским налицо.
Другой слой романа – про замену одной личности другой
Главный герой становится личностью своего врага, завладевает его телефоном и начинает играть уже не в себя, а в другого человека. Быть другим человеком, общаться от его имени. Он внимательно читает переписку, слушает записанные аудиофайлы, изучает коллег и родственников, чтобы жить от имени своего врага. Удивительно, но получается скрывать, что на самом деле им всем пишет другой человек.
И еще один слой связан с тем, что действие происходит в современной Москве. С ее районами, людьми, правилами. Скорее это даже проекция на всю Россию, причем такую – морозную, когда стынут пальцы, хочется подпрыгивать на одном месте, чтобы согреться, особенно когда одет немного не по погоде, не поверив, что на самом деле уже нужно было переезжать в пуховик, а не выходить из дома в курточке. Самовластие силовиков, страх перед людьми в погонах, роскошь торговых центров, бесправность маленького человека.
В некоторых местах этот беспросветный нуар-роман вызывал отторжение, причем не в описаниях трупов или наркотиков, скорее в действиях героев. Ну не должен человек так действовать, его человечность (извиняюсь за тавтологию, но другое слово тут не подобрать) заставят его совершать другую последовательность действий. Автор видимо это понимает и вкладывает в голову главному герою мысли о правильном пути, но в итоге все равно дает ему поступить иначе. Вы когда-нибудь орали, смотря фильм-ужастик, героине, идущей в темноту, где недавно был какой-то скрип "Дура, куда ты идешь?! Иди позови на помощь или нож хотя бы возьми! Аааа"? Вот тут как раз такие чувства.
Для Глуховского это первый реалистичный роман. Вселенная "Метро" про постапокалипсис, насколько я понимаю, этот же роман вырос из заявки на написание сценария. В итоге то, что написал автор, для режиссера оказалось слишком мрачным и жестким, поэтому от съемок было решено отказаться. А Глуховскому разрешили переделать сценарий в книгу. Причем он показывал рукопись силовикам и зэкам, так вот один из них сказал "Вот про меня прямо написано".
При этом всем мне в целом понравился язык романа. Автор отлично складывает слова в предложения, приправляя их остренькими метафорами.
Оставлю тут одну из цитат
Прямо у выхода оказался огромный торговый центр; Илья двинулся к нему. Там можно, наверное, будет у кого-нибудь наклянчить электричества, Петину душу покормить.
Вошел через ленивую охрану, сгорбился от камер, крутанулся в турникетах.
И попал в лучший мир.
Тут музыка бравурная фонила, и все было обклеено улыбками, ароматы витали нездешние, стеклянные улицы были ярко освещены, а за каждой дверью открывался не дом, а целое особое измерение: где-то как будто тропический остров, где-то нью-йоркский лофт, где-то парижские крыши. Жили в этом мире одни почти молодые женщины, праздные и ухоженные. Илья тут себя почувствовал как гастарбайтер, впервые сбежавший со стройплощадки – и сразу на Красную площадь.
Все магазины продавали разное, но все одинаковое: сюда люди приходили, чтобы себе купить новых себя. Покупали платья, думая, что вместе с ним новое стройное тело получат. Покупали туфли, потому что каждая пара была золушкина. Внутри часов за сто долларов была пружинка, которая самоуважение подзаводила. И все улыбочные магазины продавали счастье.
Люди на счастье готовы были спускать всю зарплату и еще в кредит его набирать. С тех пор, как счастье в ТЦ в свободную продажу пустили, люди себя перековывать как-то забили. Илья это все с птичьего полета наблюдал: сам он в последний раз в торговом центре был семь лет назад, да и сейчас вот приперся сюда с полутора тысячами. Придется оставаться несчастным.
До завтра: а завтра он и сам себя обновит.
"Метро" я попозже обязательно прочитаю, очень уж его хвалят. А вот экранизацию "Текста" с Петровым смотреть не буду. По всем возможным причинам, какие только можно придумать.
А вы читали "Метро2033" или "Текст"? Что лучше? И можно ли их вообще сравнивать?
#дмитрий глуховский #книги #чтение #литература #отзывы на книги #писатели