Дарбука — один из древних перкуссионных инструментов Ближнего Востока, представитель обширного семейства кубкообразных барабанов (к этому семейству принадлежат также африканский джембе, иранский томбак и многие другие этнические барабаны). Кубкообразные барабаны известны еще со времен неолита, их изображения встречаются на месопотамских барельефах и египетских фресках. Позднее подобные барабаны органично влились в арабскую культуру.
Барабан на Востоке — не просто музыкальный инструмент, это хранитель исторических традиций и постоянный спутник человека. Бой на дарбуке можно услышать на базаре и во время церемоний. Существуют азиатские и африканские ритмы, которые, не меняясь, веками звучат на свадьбах и похоронах, поднимают бойцовский дух воинов и кулачных бойцов, отмечают рождение детей, религиозные действия, смену календаря и другие традиционные торжества.
Археология
Самые древние барабаны эпохи неолита с датировкой от 3600 до 2400 лет д.н.э. найдены на территории Дании, Швеции, Нидерландов, Германии, Чехии, Польши, причем они имеют кубокообразную форму, характерную для ближневосточной дарбуки. Они имели в высоту от 12 до 46 см., но большинство в диапазоне от 20 до 30 см. Барабаны различаются формой и способом крепления мембраны.
Самые ранние экземпляры относятся к мезолитической культуре Эртебёлле (Дания и Швеция). Наследницей этой культуры была культура воронковидных кубков, которую причисляют к первой индоевропейской культуре на территории северной Европы. Данная культура принадлежала к кругу мегалитических культур древности и именно на ее территории находится наибольшее количество мегалитов. Локальным вариантом данной культуры является культура Вальтерниенбург-Бернбург (Walternienburg-Bernburg, Funnelbeaker), к которой причисляют находку около 200 керамических барабанов в мегалитических комплексах (например, Barskamp, Олдендорф). Был также найден один двусторонний барабан. Один богато украшенный, разбитый глиняный барабан был найден на нижнефранкском кладбище Großeibstadt. Около 20 барабанов было найдено в Дании и Чехии. На некоторых барабанах присутствует орнаментация на внутренней поверхности снизу, что говорит в пользу его использования в горизонтальном положении.
Несмотря на огромную удаленность, находки барабанов в могильниках, похожей формы встречаются и в культуре китайского неолита того же периода. Однако на территории Юго-восточной Азии эти барабаны сохранились до настоящего времени, а на территории Европы они бесследно исчезли, разве что о них напоминали формы пьедестальных чаш.
Средние века
В 13 веке персидский музыкант Сафи-ад-Дин написал две книги «Китаб аль адваар» («Книга о кругах», 1256 г.) и «Рисалейи-Шарафийя» (1267 г., написан в Тебризе). Сафи-ад-Дин родился в 1216 г. в городе Урмия (ныне в остане Западный Азербайджан, Иран) работал писарем в библиотеке последнего абассидского халифа и пережил его падение при захвате Багдада монголами в 1258 г., после чего побывал в ставке Хулагу-хана Последние годы своей жизни прожил в нищете и забвении, скончался в возрасте 78 лет в 1294 году в Багдадской тюрьме.
Рукописи трактата «Китаб аль-адвар» хранятся во многих знаменитых библиотеках мира. В этой книге впервые встречается термин «Давр» для описания ритмического цикла и производится подробное его описание. Сафи-ад-Дин Считается основоположником теоретического исследования макамо-мугамной музыкальной традиции. 13-я глава книги «Китаб аль адваар» посвящена ритмическим моделям. Сафи-аль-Дин перечисляет 8 ритмических моделей и их вариации. В книге «Рисаала» также перечисляются семь аналогичных ритмов и добавляются новые. В разных книгах под одним названием приводятся разные ритмы.
Ритмы (давр) изображаются в виде полукруга на сетке или в виде круга, разделенного на секторы. Читалась они по часовой стрелке начиная с левого сектора (вдоль которого расположена стрелка). Темный сектор означал ударную долю, белый – паузу, а точнее продлевание ударной доли. Доле без продлевания соответствовал короткий слог ta, доле с продлеванием – длинным слогом tan. В учебнике по дарбуке изложена расшифровка этих средневековых ритмов.
Изображение такого барабана встречается в «Песнях Девы Марии», написанных во время правления Альфонса X Кастильского (1221 — 1284). Это изображение еврейской пары, где женщина держит барабан в форме кубка. Альфонс был современиком Сафи-ад-Дина, возможно он изучал его труды, для Кастилии это было время расцвета наук и искусств, взращенных многовековым взаимопроникновением религий и культур. На более ранних средневековых картинах и скульптурах, изображающих музыкантов, чаще всего встречаются люди с бубнами или накрами.
В арабских источниках (сохранившиеся рисунки и иллюстрации) изображение барабана такой формы впервые встречается в рисунках, выполненных между 1519 г. и 1590 г., где персидские цыгане играют на подобных инструментах. Вероятно, цыгане сыграли важную роль в ее распространении. С XIX века периода правления династии Каджаров в Персии также встречаются подобные рисунки.
Новое время и современность
Интересные сведения о дарбуке в современной литературе мы находим в трудах английского учёного и путешественника Эдварда Уильяма Лейна, написавшего труд о нравах египтян в 1836 г. и впоследствии многократно переиздававшийся. Он пишет, что дарбука (дарабуккеш) с деревянным корпусом, облицованным перламутром и с рыбьей кожей используется женщинами в гаремах. Другая разновидность дарбуки, более крупная из глины широко используется нильскими рыбаками для аккомпанемента зумре.
Дарбуки были распространены в Марокко, Алжире, Сирии, Египте, Ливане, Палестине, Иране, Ираке. С другой стороны, в Турции дарбука займет важное место в классической музыке, благодяря Хасану Тахсину (Hasan Tahsin Parsadan) и его учителю Николосу Рагхебу (Nicholas Ragheb) только в начале 20 века.
В середине 1960-х годов дарбука становилась всё популярнее в арабских оркестрах, в 1966 году она уже играла значительную роль в классичекой пьесе «Факаруни» (в исполнении Умм Кульсум). Сейчас дарбука широко применяется в современной арабской поп-музыке. Традиционный танец живота немыслим без дарбуки.
В 1960-х годах у дарбуки появляется пластиковая мембрана одновременно с появлением таких мембран на ударных установках и она становилась всё популярнее в арабских оркестрах. В это время, в Египте и Ливане такой жанр как табла-соло достигает виртуозности исполнения, а известными исполнителями на дарбуке становятся мужчины, в то время как ранее это был преимущественно женский инструмент для сопровождения танца.
Очень большой вклад в популяризацию дарбуки и жанра табла-соло внесли такие исполнители как египтяне Саид аль Артист, Хоссам Рамзи, Гамаль Гома, сириец Иссам Хоссам, турок Яшар Акпенче, ливанец Бассем Язбек.
Большую роль в популяризации дарбуки оказал танец живота.
Начало нового тысячелетия ознаменовалось всплеском интереса к этнической перкуссии во всём мире. В 2008 г. Антонио Грамши и Сергей Кузнецов создали школу «Ченнелинг», которая в 2019 г. была переименована в «Дарбакеш». Отличительной чертой школы «Дарбакеш» стало широкое использование нотного материала, результатом которого в мае 2012 г. стал выпуск первого в мире учебника по дарбуке.
Если хотите освоить этот волшебный инструмент и погрузиться в сказочную атмосферу ритмов востока, приглашаем на занятия в студию Дарбакеш по адресу Москва, Сретенка 27, м. Сухаревская. Ведет занятия автор блога, Сергей Кузнецов.
Об истории первых барабанов читайте подробнее в статьях:
Мастера дарбуки >
Древние барабаны Триполья >
Барабаны неолита в Европе >
Древние барабаны Китая >
Скифские дарбуки >