«…Художник ..., как и нейробиолог, исследует потенциал мозга и его возможности...То, как произведения искусства пробуждают в нас эстетическое переживание, может быть осмыслено в полной мере лишь с помощью нейробиологической терминологии.»
(Семир Зеки профессоро нейроэстетики)
Исследования показали, что живопись дарит такое же удовольствие, как влюбленность. Оказывается, давление повышается и всякие там гормоны, эндорфины, опиаты впрыскиваются в кровь, как и тогда, когда мы смотрим на любимого.
На стыке нейробиологии, искусства и психологии в конце прошлого века родилась наука нейроэстетика.
Она объясняет причины эстетического опыта человека (мистического, религиозного, опыта сознания и переживания). Если проще - как наш мозг видит красоту и что же это такое - искусство?
«Красота — это правильная линия в единстве и борьбе противоположностей, та самая середина между двумя сторонами всякого явления, всякой вещи, которую видели еще древние греки и назвали аристон — наилучшим, считая синонимом этого слова меру, точнее — чувство меры. Я представляю себе эту меру чем-то крайне тонким — лезвием бритвы, потому что найти ее, осуществить, соблюсти нередко так же трудно, как пройти по лезвию бритвы, почти не видимому из-за чрезвычайной остроты».
(И.Ефремов «Лезвие бритвы»)
Наше сознание всегда хранит красоту в глубине головного мозга благодаря его особым клеткам – зеркальным нейронам!
Нейроны активизируются не только когда мы делаем что-то сами, но и когда те же движения мы наблюдаем снаружи (это, кстати, очень сильно использует НЛП!) - как в зеркале. В чужих действиях мы воспринимаем самих себя, как собирающихся произвести эти действия.
Тот же эффект наблюдается и на уровне ощущений и эмоций. Зеркальные нейроны ответственны за понимание нами чувств и намерений других людей. Фактически зеркальные нейроны внедряют нас в разум другого человека.
Это имеет непосредственное отношение к искусству и красоте. Мы видим картину, на которой изображен человек, - мы "присоединяемся". Эмпатия. Наш мозг уверен в этот момент, что то, что мы видим на картине - это происходит с нами в реальном времени.
Наше тело проживает это физически.
И обратная сторона этого: чтобы объективно оценить искусство, нужно эмоционально дистанцироваться от него. Об этом говорил еще И. Кант 200 лет назад.
С точки зрения эволюции вида - искусство развивалось как форма визуализации работы воображения — фантазии, выдумки, сна. Такое моделирование виртуальной реальности активирует участки мозга так же, как «настоящее» действие.
Глядя на произведение искусства, мы ощущаем связь с чем-то бОльшим. Почему?
В своей книге «Рождение разума. Загадки нашего сознания» профессор Рамачандран сформулировал несколько нейроэстетических принципов:
1) максимальное смещение (преувеличение);
Мозгу приятно, когда самые важные качества изображенного предмета выражены ярко: очень синие васильки, наиженственнейшие дамы. Преувеличение того, что мы любим.
2) изоляция (преуменьшение);
Рисунки буйволов в пещере могут пробуждать более сильные чувства, чем фотографии буйволов.
Почему?
Не может быть двух совпадающих моделей нервной деятельности одновременно. Мы не можем порвать свое внимание на несколько объектов сразу без ущерба. (За двумя зайцами погонишься...) Существует «узкое место» внимания. Ресурсы внимания могут быть предназначены только для одной данности в единицу времени. Исключая несущественную информацию из рисунка, художник оберегает ваш мозг от травмы.
3) группировка ( решение проблем восприятия );
Когда нашему мозгу удается из сложного фона выделить четкую фигуру или объект, то это приносит нам эстетическое удовольствие.
Эволюционно наш мозг настроен на поиск целого, на собирание этого целого из разрозненных пятен, точек и прочих элементов.
Похожая ситуация складывается и с поиском партнера или партнерши. Разыскивая ее или его в темноте, наши предки получали удовольствие от самого процесса поиска — как это делаем, впрочем, и мы.
Возбуждение и внимание приводят в действие лимбическую систему, зрительные центры связываются с эмоциональными, так что, по выражению одного из главных сторонников теории зеркальных нейронов В. Рамачандрана, «изобразительное искусство можно рассматривать как форму зрительной „прелюдии“ перед „оргазмом“».
4) контраст;
Чем проще нашему мозгу воспринимать разделительные линии, тем быстрее он определяет границы — в особенности если речь идет о близлежащих объектах.
5) симметрия (баланс);
Эстетическая привлекательность симметрии легко объяснима. Распознание симметрии всегда было биологически важно для человека, как и для многих других биологических видов. В частности, эволюционные биологи предполагают, что у всех нас есть определенная предрасположенность к ней, потому что асимметрия часто связана с плохими генами, наследственностью, а значит, с болезнями и инфекциями.
6) повторение, ритм и порядок;
Человеку необходимо все время строить недвусмысленные, четкие и правдоподобные строгие модели окружающего мира. Человек склонен к упорядочиванию. И именно поэтому человек постоянно ищет форму там, где формы вовсе нет. Ищет порядок, стремится к порядку. Это приносит определенное наслаждение. И даже более того, наличие порядка нас успокаивает.
Таким образом, наличие повторяющегося ритма рождает в нас чувство прекрасного. Уже известно, что путем повторения зрительных, например, стимулов эти ритмы можно возбуждать или усиливать вплоть до достижения необычных состояний психики человека.
7) отвращение к сходному мнению;
Красота – это также нарушение нормы, отклонение от нее, сюрприз, открытие, радостная неожиданность. Ощущение красоты возникает каждый раз, когда полученное превышает неосознанно прогнозируемую норму. Очень часто провокация, неожиданное решение художника, новые приемы и техники художественного мастерства, новизна восхищают нас.
8) метафора.
Ее основная функция — подчеркивать ключевые черты за счет неожиданных сравнений, и чем свежее тут выдумка, тем ярче они оказываются очерчены.
Это сопоставление двух, казалось бы, несвязанных вещей, для того чтобы ярче высветить аспект одной из них. (перекликается в этом с контрастом)
Центры наших биологических потребностей — это база нашего мозга, то, что Павлов в своё время назвал безусловными рефлексами; то, что Зигмунд Фрейд относил к бессознательной сфере.
Центры биологических потребностей расположены очень глубоко в мозге, их нет на поверхности, в коре. И мы устроены таким образом, что обязаны эти потребности удовлетворять. Если мы их удовлетворяем, то получаем положительные эмоции. Ну, а если не удовлетворяем — возникают отрицательные эмоции, которые могут нарастать и вообще становиться хроническими - привет, депрессия! Поэтому центры потребностей очень важны: именно они создают ощущение счастья.
Удовлетворение любой потребности приносит положительные эмоции.
Но особенно сильно мы испытываем наслаждение, когда резонируем с кем-то еще по той же потребности. Вместе - веселее, легче, спокойнее...В этот момент мы уже не одиноки, Я превращается в МЫ (и вырабатывается гормон окситоцин - защищенность, расслабление, удовлетворение, тихая радость).
А теперь представьте, насколько сильно может быть это наслаждение, когда мы резонируем с искусством человека, находящегося на вершине пирамиды - самореализация ?!
Работа более 280 миллионов нейронов в затылочной доле мозга (там находятся основные зрительные центры), внутренней логики, механизма переключения внимания, лимбической системы, создающей эмоции, — а мы всего лишь бросили взгляд на картину.
Мозг современного человека заточен под то, чтобы моделировать ситуацию, а потом анализировать полученное. И если его все устраивает, только тогда он начинает действовать. Наивысший результат с наименьшими затратами. КПД.
Искусство, живопись прекрасно справляется с виртуальным моделированием и потому крепко бережет наши ресурсы (силы, время, нервы, деньги ...), быстрее приводя нас к желанному результату - самореализации.
«Рисуйте удовольствие, пишите удовольствие,выражайте удовольствие»
( Pierre Bonnard)
Спасибо,
Мария, Иванова