Найти тему
Музеолог

Русский импрессионист. Часть I

Константин Алексеевич Коровин родился в 1861 году в Москве в доме своего деда – купца Михаила Емельяновича Коровина. Его сын Алексей Михайлович женился на дворянке Апполинарии Ивановне Волковой. Маленький Константин с детства хорошо рисовал. В дальнейшем он поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

Коровин был учеником А. Саврасова и Поленова. Поленов рассказал своему ученику об импрессионизме, ввел его в Абрамцевский художественный кружок, давший молодому художнику творческую среду. Непосредственное знакомство Коровина с картинами импрессионистов состоялось в Париже, куда он постоянно ездил с 1880-х годов.

Импрессионистические устремления художника, проявились в его творчестве довольно рано. Работа Коровина «Портрет хористки», написанный еще до появления «Девочки с персиками» и «Девушки, освещенной солнцем» Серова, полностью отходит от сдержанной по красочной гамме, манеры передвижников. Именно потому, что «Портрет хористки» был первым из подобных работ, он не был принят и понят многими современниками.

"Портрет хористки"
"Портрет хористки"

Художник сам называл эту вещь этюдом. Он как бы случайно увидел, эту не слишком привлекательную женщину на фоне ярких летних красок и запечатлел ее сиюминутное состояние. Изумрудный цвет зелени, голубизна платья, золотистость головного убора придали модели легкость, украсили ее.

"За чайным столом"
"За чайным столом"

Летом 1888 года К. Коровин создает свои светлые и радостные ранние импрессионистические полотна: «За чайным столом», «В лодке», «Настурции», «Осень. Аллея в Жуковке». В этих работах столько воздуха и света, что у зрителя невольно возникает впечатление, будто он сам присутствует на террасе, вступает на аллею, ощущает свежий утренний воздух.

"Осень. Аллея в Жуковке"
"Осень. Аллея в Жуковке"

В работах присутствуют импрессионистические принципы композиции: написанные по диагонали стол или лодка, срезанность женской фигуры, сидящей спиной к зрителю, ассиметричное расположение людей на полотнах. Все говорит о достоверности запечатленного, которое в любой момент может измениться: покачнется лодка, встанет из-за стола одна из женщин.

"В лодке"
"В лодке"

Коровин не боится вводить в картины много локальных цветов, даже белый – в картине «За чайным столом», всегда трудно дающийся художникам.

Одна из самых известных картин художника – «Зимой». Ее он создал вскоре, после возвращения из Парижа. Встреча с картинами французских импрессионистов не прошла для художника даром. В работе «Зимой» импрессионизм получил иное звучание – он проникнулся грустью северной природы. Перед нами простой деревенский мотив. Здесь нет какой – либо глубокой идеи, нет поучительной бытовой истории. При этом картина одушевлена близким присутствием человека. Об этом говорят распахнутая калитка, приоткрытая дверь, лошадка, запряженная в сани.

"Зимой"
"Зимой"

В основном, в картине везде присутствует серый цвет, но и он содержит в себе огромное количество оттенков – розовых, зеленоватых, золотистых. Импрессионистическая техника здесь прослеживается в широком мазке, общей «эскизности» изображения.

Подпишитесь на канал и поставьте лайк! Всем добра и искусства!