Виртуальная реальность никуда развивается и уже занимает свои ниши в самых разных областях нашей жизни. До сих пор мы видели это в видеоиграх, также виртуальная реальность была реализована в интерактивных экскурсиях по музеям и используется в автомобильном и технологическом дизайне. Теперь исследователи из Медицинской школы UNC (США) дали ему новое применение - раннее обнаружение рассеянного склероза.
Ученые отобрали группу людей с заболеванием и без него и использовала систему виртуальной реальности, чтобы попытаться заставить их мозг поверить в то, что они падают во время ходьбы по беговой дорожке. С помощью этого эксперимента они смогли найти четкие различия между реакциями людей с рассеянным склерозом и людей, не страдающих этим заболеванием.
Проанализировав и разработав выводы исследования, опубликованного в научном журнале PLOS ONE, авторы считают, что такой тест, основанный на виртуальной реальности, можно использовать в неврологических клиниках, чтобы как можно скорее проинформировать пациентов с рассеянным склерозом об их недуге и, таким образом, сделать первые шаги, которые могут снизить риск развития заболевания.
Как объясняет Джейсон Франц, доцент Объединенного департамента биомедицинской инженерии UNC и руководитель исследования:
«Результаты показывают, что можно использовать виртуальную реальность для обнаружения проблем с равновесием, которые обычно остаются незамеченными до тех пор, пока человек начинает падать дома или на работе».
Наряду с онемением мышц, покалыванием, утомляемостью и снижением когнитивных функций одним из наиболее распространенных и характерных симптомов являются проблемы с равновесием при ходьбе. Этот последний признак болезни проявляется неожиданно, в результате чего пациенты подвергаются вдвое большему риску падений, в среднем не реже одного раза в год.
Вот почему с помощью этой технологии исследователи попытались разработать тест, который мог бы выявить нарушение равновесия при ходьбе даже у людей, у которых ранее не было диагностировано заболевание.
«Когда мы ходим, наш мозг использует различные каналы сенсорной обратной связи, в том числе датчики силы в наших стопах, чтобы направлять наши движения и вносить коррективы от одного шага к другому. Но у людей с рассеянным склерозом эти датчики силы могут становятся менее надежными, поэтому людям нужно больше полагаться на другие каналы, особенно на зрение», - объясняет Франц.
Сцена виртуальной реальности, которую наблюдали участники эксперимента, представляла собой коридор, по которому они шли с той же скоростью, что и по беговой дорожке, и временами эта сцена раскачивалась из стороны в сторону, создавая иллюзию нестабильности, вызывая корректирующую реакцию.
Первая гипотеза, с которой работали специалисты, заключалась в том, что у людей с рассеянным склерозом будут разные корректирующие реакции, что было продемонстрировано в тестах благодаря виртуальной реальности.
«Во время обычной ходьбы без виртуальной реальности, даже с нашим сложным лабораторным оборудованием, включая батарею 3D-камер захвата движения, мы не могли эффективно отличить людей с заболеванием от здоровых», - признается руководитель исследования.
Использование виртуальной реальности в качестве диагностического инструмента может иметь множество применений и оказать большую помощь в сокращении времени обнаружения заболеваний, что может улучшить качество жизни пациентов и спасти множество жизней.