«Красный – код нации. Сакральность, эстетика, власть» -Замечательная выставка о красном цвете в истории Белоруссии. Мне повезло её посмотреть в начале июля 2020 года, еще до всех событий в Минске.
Выставка была оформлена современно, оригинальная подсветка, когда красный цвет как бы светится в полутёмных комнатах, чудесный фильм, который можно было посмотреть, сидя в удобных креслах-мешках. Хорошо подобранная музыка, усиливающая впечатление от фильма - все это произвело на меня очень сильное впечатление.
Итак, первый зал - красный цвет в народных костюмах.
Как видим, сочетание белого и красного (или червонного, как называют его белорусы, а русские понимают, потому что это общее для славян название цвета), является традиционным для льняной одежды славян, проживавших на территории Белоруссии в то время.
Красный цвет в то время имел сакральное значение -ведь это цвет крови, которая и связывала людей, и разделяла их, цвет жизни и смерти, цвет жертвы, которую принес Христос за искупление человеческих грехов.
Красный применялся не только на тканях, но и при изготовлении украшений.
Прошло время, и красный стал символом революции, борьбы - и снова крови, которая была отдана за равенство и братство. Есть в этом некая сакральность - пожертвовать собой во имя революции, но еще это символ власти: "Кто был ничем, тот станет всем!"
Красный стал противопоставляться черному миру колониалистов и капиталистов:
В дореволюционных календарях в торжественный красный цвет окрашивали воскресенья и церковные праздники. Это ассоциировалось с Пасхой и победой жизни над смертью. После революции красным стали отмечаться праздники революционные, и это стало символизировать торжество мирового коммунизма.
Но красный - это не только цвет победы, но и цвет горя и скорби, которые с избытком испытала Белоруссия, когда по ней прокатилась война, истребив четвертую часть населения.
Красное в сочетании с чёрным - выражение безмерного горя на картине "Маки".
Красный выразителен, он всегда привлекает внимание.
Красный цвет имеет много оттенков:
Сочетание национальных традиций с новой революционной идеологией вышита на традиционном рушнике, где сакральность выражается геометрическим узором, эстетика- сочетанием красного, белого и черного, а власть - новыми революционными символами - гербом и флагом.
Хочу поблагодарить работников музея за хорошую выставку!