Когда я просматривал Дзен в поисках каких-нибудь статей на тему "как выбрать пианино", то обнаружил, что найти внятные тексты довольно трудно. К сожалению, зачастую подобные материалы просто-напросто рекламируют цифровые пианино. Некоторые аргументы "за" и "против" оказались не только неубедительными, но и спекулятивными. Это дополнительный повод для написания своей статьи.
Я не смог пройти мимо этой темы ещё и потому, что не только дипломированный преподаватель музыкально-теоретических дисциплин с солидным стажем, но и игра на фортепиано не обошла меня стороной. Вся моя музыкальная практика с раннего детства происходила в неотрывном взаимодействии с пианино, роялями, синтезаторами-ромплерами, цифровыми пианино и другими клавишными инструментами и приборами. Поэтому ещё с юности ко мне то и дело обращаются с вопросом "как выбрать, посоветуй!" или "стоит ли покупать цифровое пианино для ребёнка?"
Богатство звука
Начну сразу с главного. Главное - это тот самый звук за который ценят мастерство пианистов вроде Рахманинова, Рихитера, Микеланджели, Горовица, Гульда и возможно даже молодого Люку Дебарга. Речь не о том, что они играли быстро или громко - дело в красивом звуке, который можно достичь только на акустическом инструменте.
Каждое даже серийное пианино или тем более рояль - это очень своеобразно звучащий инструмент с неограниченным набором оттенков динамики и звучания. Многие пианисты возили и возят с собой в мировые турне любимые рояли и пианино подобно скрипачам, не расстающимся с любимой скрипкой - ведь это равноценно голосу вокалиста.
Даже если мне возразят, что уровень великих пианистов нужен далеко не всем любителям музыки - имейте в виду: с цифровым инструментом нельзя даже и помыслить об этом направлении развития. Оно просто-напросто закрыто.
Работа звука цифрового пианино базируется на технологии MIDI: больше 127 оттенков динамики из него не выжмешь, а ведь это очень мало. В параметре "полифония" - количество нот, которые могут звучать одновременно - ситуация аналогичная, как и со многими другими опциями, включая и педаль. Когда акустическое пианино предоставляет безграничный и всеохватывающий арсенал внутри тембра, цифровое может попытаться кое-что сымитировать, но лишь частично и условно.
Штрихи
Этот пункт мог быть объединён с предыдущим, но всё же тема требует отдельного рассмотрения.
Очень трудно рассказать о тонкостях штрихов тем, кто пока не делал первых шагов в музыке. Но я всё же попробую.
Штрих - это такой приём исполнения. Можно играть отрывисто (staccato), когда нота звучит быстро, по характеру колко и отрывисто, а можно слитно-связно играть (legato), ещё есть приём где-то посередине (portamento, non legato) - не совсем слитно, но и не колко. И внутри всех этих штрихов есть неисчислимые подвиды, оттенки и поправки, благодаря которым пианист добивается изменения тембра, максимальной музыкальности и выразительности звучания.
В акустическом инструменте мы можем физически взаимодействовать с молоточковой механикой и струной самыми разнообразными способами и количество оттенков и тембровых изменений поистине не поддаётся исчислению - оно бесконечно.
На цифровом инструменте такого богатства штрихов не добиться. Кое-что придётся имитировать специально подстраиваясь под MIDI-ограничения, придумывая обходные пути чтобы изобразить то, на что в акустическом инструменте не пришлось бы обращать внимания. Такие вещи как "глубокий звук" (это когда мы особым образом без напряжения прожимаем клавиши, создавая сложный и густой тембр) на электрическом инструменте просто невозможны.
Развитие пианистической техники и клавиатура
Здесь понятно - речь о том чтобы играть быстро - то, что называется виртуозностью, мелкой моторикой и так далее.
Для того чтобы музыкантская техника была уверенной нужен инструмент с достаточно тугой клавиатурой. Если даже самые средние акустические пианино "по дефолту" предоставляют такую клавиатуру, то с цифровыми не всё так просто: многие дорогие и престижные фирмы электро-музыкальных инструментов не могут себе позволить отдельное производство достойных клавиатур и заказывают запчасти у фирм вроде Fatar - это довольно существенно отражается на стоимости конечного продукта.
Тип такой клавиатуры у цифровых инструментов называется "взвешенная клавиатура", но и внутри этого типа есть масса вариантов, отличающихся по качеству как небо и земля.
Если продешевить и купить цифровое пианино с плохой клавиатурой, то ваша техника не сможет так же хорошо сработать на акустическом инструменте.
После обучения на среднем живом деревянном пианино пальцы побегут как надо на любом "утюге" и тем более цифровом инструменте.
Износостойкость
При регулярных занятиях ребёнка и тем более взрослого цифровое пианино убивается за 2-3 года. К основному звуку прибавится громкий стук клавиш и возможно хрипение динамиков, не говоря уже об износе гнезда наушников.
Факт из жизни: известны случаи, когда домашний попугай жако откусил фейдер (ручку-крутилку) громкости/реверберации/etc у цифрового пианино. Замена одной только резинки-накладки в ручке обошлась в 50$.
Об откусывании-перекусывании проводов и говорить не приходится.
Если купить потрёпанное жизнью акустическое пианино, настроить его, поставить в жилое помещение (даже с попугаем вместе), то несмотря на возможно "усталый" внешний вид оно отлично прослужит лет 10 интенсивных занятий в музыкальной школе без особых нареканий. Дополнительная настройка может понадобиться раз в год, а может быть и реже.
Мобильность
Это тот случай, когда цифровым инструментам нет равных. Купить кофр и носить куда вздумается на средне-сильной мужской спине или положить на заднее сидение среднегабаритной легковушки очень удобно.
Перевозка пианино - это целая история начиная со специальных грузчиков, заканчивая разгрузкой подъездов, а временами и со снятием почтовых ящиков.
Игра в тихий час
Кажется, что и здесь цифровое пианино неминуемо побеждает - убрал звук тише и играй себе, а можно вообще наушники надеть и сделаться "невидимкой" (неслышимкой?) для остальных членов семьи. На деле стук клавиатуры даже нового инструмента может быть довольно хорошо слышен в соседней комнате городского дома и чей-нибудь чуткий сон рискует быть нарушенным. У меня и моих домочадцев такой опыт был.
Тембры
Очередная сладкая пилюля для владельцев электрических клавишных изделий - несколько встроенных звуков помимо рояля. Красота и серьёзность этих тембров в большей степени зависит от стоимости и фирмы-производителя. Иногда пара-тройка струнных и органных регистров более-менее звучат и нравятся, а в иных случаях звуки всевозможных целофановых клавесинов и песочных виолончелей повеселят разве что гостей, которые решили побаловаться с инструментом в качестве развлечения после званого ужина.
Естественно, глубокий тембр акустического инструмента не сможет оставить равнодушным людей с более серьёзными эстетическими запросами или просто с хорошим вкусом. Живой звук пианино ещё вероятнее привлечёт к себе желающих нажать ноту-другую.
Цены
О ценах на акустические пианино для занятий и домашнего музицирования я пожалуй напишу отдельную статью, но если вкратце - разброс очень велик. То есть буквально от 0 рублей за самовывоз до миллионов. При этом цена далеко не всегда соответствует качеству звука, чаще всего она отражается на внешнем виде.
Цифровое пианино приличного уровня стоит приличных денег - речь о десятках тысяч рублей. Рассматривать новые цифровые пианино дешевле 20-30 тысяч не имеет особого смысла - экономия только добавит проблем в будущем.
Лёгкость избавления
Ничто не вечно и когда-нибудь всё равно придётся избавиться от инструмента по самым разным причинам.
История из жизни: по заказу я приехал оценивать старое советское пианино и в результате оказалось, что сам инструмент не только крайне низкого качества, не стоит никаких усилий по восстановлению и настройке, но более того: его дорого будет даже выбросить потому что нужна машина, грузчики, возможно контейнер. На запчасти инструмент тоже никого не заинтересует. Так он и остался стоять подставкой под горшки и книжки.
Естественно, что не все акустические пианино долго продавать, но в большинстве случаев невозможно рассчитывать на быструю перепродажу и даже на бесплатный самовывоз согласятся не все.
С электрическими инструментами как правило всё упирается в стоимость. Количество моделей и срок службы сильно ограничены. Поэтому можно будет свериться с ценой на б/у инструменты данной модели и исходя из предложений выбрать комфортную стоимость продажи. На худой конец можно продать на запчасти - такой рынок тоже имеется.
Итого
Главный вывод: в статье рассмотрены два совершенно разных инструмента. Они не только звучат, выглядят и весят по-разному, но и игра на них будет идти по разным правилам.
Цифровое пианино - инструмент не бесполезный, но только в том случае, если Вы чётко понимаете зачем он нужен и как будет использоваться. В противном случае есть риск приобрести дорогостоящую игрушку.
Технологии шагают вперёд, но электрические пианино, сотни террабайтов сэмплов с имитацией звуков дорогих роялей не смогут заменить всю красоту и палитру звучания самого простого пианино.
Кстати, я уже много лет помогаю выбирать инструмент для покупки. Когда осознанные люди решают брать пианино для ребёнка или для себя, то неизбежно сталкиваются с огромным рынком, где можно купить за бешеные деньги гигантский шкаф, привезти его домой, а зазвучит эта мебель наихудшим образом. Насколько тяжко от такого "счастья" избавиться - писал выше. Без знаний и опыта выбрать хорошее пианино как попасть пальцем в небо.
На помощь прихожу я. Это работает примерно как с оценкой автомобиля - с той лишь разницей, что живой музыкальный инструмент часто непредсказуем на фоне других серийных моделей и порой имеет очень яркую индивидуальную специфику звучания вне зависимости от возраста и состояния. Мы сможем посмотреть несколько пианино и выбрать наиболее подходящее в заранее определённой ценовой категории. Даже с продавцом поторгуемся обоснованно, ведь времена сейчас непростые и каждая покупка должна быть максимально взвешенной. Поэтому есть два пути: попробовать самому со всеми возможными рисками и подводными камнями или обратиться ко мне, написав в социальные сети или на почту: amburoki@ya.ru